Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза

РезюмеВ статье рассматриваются особенности санитарноэпидемиологической и гигиенической экспертизы пищевых продуктов при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Ключевые слова:пищевые продукты, санитарно-эпидемиологический надзор

В целях обеспечения свободного перемещения товаров через таможенную границу (ТГ) и по таможенной территории (ТТ) Таможенного союза (ТС), повышения эффективности экономических связей между странами ТС, создания более благоприятных условий для совместной торговли с третьими странами Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь на неформальном саммите глав государств ЕврАзЭС (Евроазийского экономического союза) 16 августа 2006 г. приняли решение (№ 313) "О формировании Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС". В соответствии с этим 06.10.2007 президентами РФ, Республики Казахстан и Республики Беларусь был подписан Договор о создании ТС [18, 19]. Высшим органом ТС стал Межгосударственный совет ЕврАзЭС.

Деятельность ТС осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством, которое состоит из:

-таможенного кодекса (ТК) ТС;

-международных договоров государств - членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС;

-решений Комиссии ТС (постоянно действующий рабочий орган ТС), регулирующих таможенные правоотношения в ТС. Решения принимаются в соответствии с ТК и международными договорами государств - членов ТС.

Таможенный кодекс (ТК) ТС [19] регулирует правила ввоза товаров из-за рубежа в государства ТС и вводит единые требования к качеству и безопасности продукции (в том числе пищевой) при ее передвижении через ТГ и ТТ ТС. В рамках данного документа разработаны и действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарноэпидемиологическому надзору (контролю) при прохождении их через ТГ и ТТ ТС, равно как и к методам испытаний таких товаров [1].

ТК содержит ряд новых для органов санитарноэпидемиологического надзора положений, которые требуют особого рассмотрения, разъяснения при подготовке и осуществлении профессиональной деятельности специалистов Роспотребнадзора в области санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, что мы и попытались сделать в настоящей публикации.

В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 11.12.2009 (№ 28) было принято соглашение ТС по санитарным вопросам и определена процедура осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на ТГ ТС [1]. Решением Комиссии ТС (КТС) от 18.06.2010 (№ 299) "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" эти правила были введены в действие с 01.07.2010, последующие редакции этого документа - от 17.08.2010 (№ 341), от 20.09.2010 (№ 383) и от 14.10.2010 (№ 432) и др. - начали действовать с 22 ноября 2010 г. [2, 20].

Для эффективного решения задач, поставленных ТС, КТС [2] были разработаны, утверждены и введены в действие:

1) Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на ТГ ТС и ТТ ТС;

2) Единая форма документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям;

3) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), включая качество и безопасность пищевых продуктов (далее - Единые требования);

4) Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими ТГ ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через ТГ ТС и по ТТ ТС.

Выполнение положений первых 3 документов обязательно для продукции, пересекающей границы и перемещающейся по территории стран ТС. Эти документы утверждены КТС, которую одновременно возглавляют вице-премьеры государств - участников ТС. Важно иметь в виду, что перечисленные выше и другие утверждаемые КТС документы выступают в роли международных договоров, поэтому статус таких документов выше национальных нормативно-правовых актов государств - участников ТС. Эти документы обязательны для соблюдения всеми органами исполнительной власти государств - членов ТС, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. Единые требования действуют на территории стран - участников ТС до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на конкретный вид подконтрольных товаров [1]. К таким товарам относятся "пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через ТГ ТС и на ТТ ТС, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государствучастников ТС" [1, 19].

Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на территории ТС осуществляют уполномоченные ТС органы. Он направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами ТС и законодательством государств-участников ТС в области санитарноэпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на ТГ и ТТ ТС проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими ТГ ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через ТГ ТС и на ТТ ТС [1, 19].

Уполномоченные органы государств - участников ТС, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль), могут направлять на лабораторные исследования находящиеся в обращении на подконтрольной территории товары (продукцию) в следующих случаях:

1) по эпидемиологическим показаниям;

2) при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) при поступлении обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;

4) при проведении санитарно-эпидемиологических обследований объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).

В случае несоответствия подконтрольных товаров, произведенных государствами - участниками ТС, "Единым требованиям" действие документов, подтверждающих безопасность этих товаров, приостанавливается или прекращается [19]. Указанное несоответствие товаров требованиям безопасности для жизни и здоровья человека не должно быть связано с нарушениями условий транспортирования, хранения или реализации подконтрольных товаров. Эти правила распространяются и на товары, поступающие от международных организаций или государств, не являющихся участниками ТС [19]. Уполномоченные органы государств - участников ТС обязаны информировать друг друга об использующихся для оценки качества и безопасности продукции методах и объеме проведенных исследований (испытаний) конкретной продукции для оценки ее качества и безопасности [2].

В соответствии с таможенным законодательством ТС в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю на ТГ и ТТ ТС, включены [2]: 1) пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу человеком, в том числе генно-иженерно-модифицированные организмы; 2) табачные изделия и табачное сырье из группы 24; 3) пестициды и агрохимикаты из групп 31 и 38; 4) материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами из групп 3, 44, 45, 48, 63, 70, 73,76 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ТС.

Часть пищевой продукции, коды ТН ВЭД ТС которой приведены в разделе II ("Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации") Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на ТГ и ТТ ТС, обязательно должны проходить государственную регистрацию, осуществляемую по Единой форме в соответствии с Едиными требованиями [2].

К такой продукции относятся следующие пищевые продукты:

1) минеральная вода (природная столовая, лечебностоловая, лечебная);

2) бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании);

3) тонизирующие напитки;

4) алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво;

5) специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов;

6) биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище;

7) органические продукты;

8) пищевые продукты, полученные с использованием генно-иженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированных микроорганизмов;

9) пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты;

10) изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования);

11) посуда и изделия, используемые для питания детей до 3 лет.

К перечню товаров, подлежащих государственной регистрации, отнесены также пищевые продукты из разных групп единой ТН ВЭД ТС, которые являются специализированными, либо генетически модифицированными, либо органическими продуктами, либо пищевыми или биологически активными добавками к пище из группы 07-021 с подгруппами. К указанным выше продуктам относятся мясо и мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, а также продуты, в другом месте не включенные или не поименованные [2]. Государственной регистрации подлежит вся продукция, поименованная в товарных позициях 2204, 2205, 2208 единой ТН ВЭД ТС, включая субпозиции к этим пунктам, а также впервые изготавливаемая или завозимая на ТТ ТС [2, 7, 14] . Кроме того, в редакции решения КТС № 432 раздел II Единого перечня дополнен уточнением позиции 2936 о том, что государственной регистрации подлежат провитамины и витамины (природные или синтезированные), включая их природные концентраты и производные, которые также используются в основном в качестве витаминов и смесей этих соединений (растворенных в любом растворителе), в том числе при производстве биологически активных добавок к пище и пищевых продуктов [16].

Заявителем на получение свидетельства о государственной регистрации ТС может быть: 1) изготовитель (производитель) подконтрольных товаров; 2) изготовитель (производитель), поставщик (импортер) подконтрольных товаров, изготовляемых вне ТТ ТС.

Выдача свидетельства о государственной регистрации базируется на результатах санитарно-эпидемиологической оценки (экспертизы) документации и лабораторных исследований подконтрольных товаров, подтверждающих соответствие (несоответствие) продукции положениям Единых требований или технических регламентов ЕврАзЭС [8].

Лабораторные исследования (испытания) - это определение (качественное или количественное) одной или нескольких характеристик подконтрольных товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценке (экспертизе). Исследования должны проводиться только в аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) стран - участников ТС испытательных лабораториях. Причем только в тех лабораториях, которые внесены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) государств - участников ТС. Формирование реестра возложено на КТС. Формируется он на основании национальных реестров государств - участников ТС [19].

Для некоторых видов продукции, подлежащей государственной регистрации, требования безопасности в Единых требованиях отсутствуют. Это относится к продуктам для питания спортсменов, а также для диетического и профилактического питания. В этих случаях перечисленная продукция должна соответствовать Единым требованиям, исходя из индивидуальной оценки компонентов, входящих в ее рецептуру [2].

Документом, подтверждающим безопасность продукции (товара), является свидетельство о государственной регистрации или иной документ, удостоверяющий соответствие продукции (товара) требованиям безопасности для здоровья человека, выдаваемый уполномоченными органами [2]. Выдача свидетельств о государственной регистрации на ввозимую в РФ и произведенную в нашей стране осуществляется на федеральном уровне Роспотребнадзором. Эти свидетельства действуют на всей территории ТС [6]. С 6 июня 2010 г. в целях оптимизации этой процедуры выдачу свидетельств на отдельные виды ввозимой и изготовляемой на территории ТС пищевой продукции - на столовую минеральную воду, питьевую бутилированную воду (за исключением воды, предназначенной для питания детей раннего возраста), алкогольную продукцию, включая слабоалкогольные напитки и пиво, тонизирующие напитки, продукты детского питания для детей дошкольного и школьного возрастов (3-14 лет), изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, посуду и изделия, используемые для питания детей (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования), - стали осуществлять (на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы) и территориальные органы Роспотребнадзора [5, 7, 8]. Очевидно, что для государственной регистрации продукции следует обращаться в Роспотребнадзор и его территориальные органы в субъектах РФ. При этом не имеет значения, в каком из государств ТС эта продукция произведена и где она прошла таможенное оформление. Действие свидетельств о государственной регистрации, выданных уполномоченными органами Российской Федерации, Республиками Беларусь и Казахстан, распространяется на всей территории ТС [12].

В настоящее время деятельность в области государственной регистрации продукции Роспотребнадзор осуществляет в соответствии с Административным регламентом [4, 23], который заменил устаревшие Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора [21]. Административный регламент был введен и в связи с изменением в 2005 г. структуры органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора [22]. В соответствии с этим регламентом заявителем в комплекте документов, представляемых для государственной регистрации продукции, обязательно должны присутствовать протоколы экспертиз (исследований, испытаний) и экспертные заключения, выполненные в аккредитованных лабораториях (центрах) уполномоченных органов государств - участников ТС [8, 11].

Как было отмечено выше, при оформлении свидетельств о государственной регистрации санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится на соответствие производимой в государствах ТС продукции Единым требованиям. При этом могут быть использованы протоколы исследований и акты санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, оформленные до 1 июля 2010 г. (на основании которых ранее были выданы документы, подтверждающие безопасность продукции, - санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации и др.). Важно помнить о том, что если раньше организация, проводящая экспертизу продукции, должна была своим экспертным заключением подтвердить соответствие или несоответствие продукции указанному выше документу (Единым требованиям [7]), то теперь такого экспертного заключения получать не требуется [10].

Санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации, выданные в РФ до 1 июля 2010 г., действительны на всей территории РФ до 1 января 2012 г. Однако их действие не распространяется на территории других государств - участников ТС. С 1 июня 2010 г. федеральными и территориальными органами Роспотребнадзора выдаются свидетельства о государственной регистрации, которые действительны на всей территории государств - участников ТС. Важно также помнить, что не требуется заменять документ, подтверждающий безопасность продукции в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, в случае внесения в нормативные и (или) технические документы изменений, не касающихся показателей безопасности продуктов, и (или) информации о показаниях (противопоказаниях) к применению отдельными группами населения определенных видов пищевых продуктов. При этом сохраняют силу все прежние протоколы исследований, акты гигиенической экспертизы и экспертные заключения на продукцию [16].

Для обращения продукции на территории ТС необходимо обязательное оформление свидетельства о государственной регистрации продукции, которое осуществляется по единой для стран - участников ТС форме, на специально разработанном едином бланке [7, 16]. Свидетельство о государственной регистрации включает номер свидетельства и дату его выдачи, наименование продукции, перечень нормативных и/или технических документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция, наименование и место нахождения производителя и получателя продукции. Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям, прошла ли подконтрольная продукция государственную регистрацию, внесена ли она в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена ли для производства, реализации и использования. Единый реестр свидетельств о государственной регистрации формируется КТС на основании национальных реестров государств - участников ТС.

Далее указывается, что настоящее свидетельство выдано на основании результатов санитарноэпидемиологической экспертизы (оценки), приводятся результаты исследований и наименование организации, проводившей исследования и рассмотрение документов, фиксируется срок действия свидетельства о государственной регистрации. Свидетельство подписывается должностным уполномоченным лицом, выдавшим документ, указывается орган (учреждение), выдавший документ. Отказ в государственной регистрации продукции может быть обусловлен недостаточностью или сомнительностью в достоверности представленных данных о безопасности продукции, отсутствием показателей гигиенической безопасности, условий транспортирования и хранения и ссылок на методы, которые должны быть использованы для оценки качества и безопасности данного конкретного вида продукции [8]. Приостановление или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации вводится по следующим причинам:

1. Если продукция по данным экспертизы не соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям (что не обусловлено нарушениями условий ее транспортирования, хранения и реализации).

2. Если сторонами приняты изменения показателей безопасности продукции (с учетом современных требований).

3. Если поступила информация от органов стран ТС или от международных организаций и государств, не являющихся участниками ТС, о несоответствии подконтрольной продукции санитарным, ветеринарным и фитосанитарным нормам и в связи с этим о наличии опасности ее для жизни и здоровья человека.

При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок в целях государственной регистрации подконтрольной пищевой продукции, ввозимой на территорию ТС или изготовляемой на территории ТС, следует руководствоваться тем, что государственная регистрация (наряду с подтверждением соответствия) является одной из форм оценки соответствия продукции Федеральному закону № 184 от 2002 г. "О техническом регулировании" (ст. 7 указанного ФЗ). Поэтому действие Постановления Правительства РФ от 02.12.2009 "О платных услугах" [3] не распространяется на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и других видов оценок в целях государственной регистрации подконтрольной продукции на территории РФ и ТС [15].

Следует помнить, что продукция, не вошедшая в раздел II "Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации" Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС, в настоящее время не подвергается санитарно-эпидемиологической экспертизе. Иными словами, получать соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на эту продукцию не требуется (ранее обязательно нужно было иметь такой документ) [13]. Это связано с тем, что в соглашении ТС по санитарным мерам подтверждение безопасности в форме санитарно-эпидемиологического заключения не предусмотрено.

Но, как показывает практика, в настоящее время в связи с этим у таможенных органов возникает много вопросов, для разрешения которых они обращаются в Роспотребнадзор.

ТС предлагалось консолидировать поступающие от таможенных органов запросы и при необходимости ежемесячно передавать их в Роспотребнадзор для оформления разъяснений [9, 17]. Однако следует учитывать, что на продукцию, не вошедшую в Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, должны оформляться документы, подтверждающие соответствие Единым требованиям преимущественно в форме декларации, но с привлечением для экспертизы третьей стороны (органа по сертификации и аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории) [6].

Важно принимать во внимание и то обстоятельство, что в настоящее время не проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза технической документации (технических условий и др.) с целью оформления на подконтрольную продукцию санитарно-эпидемиологических заключений [13]. При этом необходимо подчеркнуть, что не только вывоз, но и ввоз подконтрольных товаров (продукции), включенных в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории стран ТС, должны осуществляться при наличии документов, подтверждающих безопасность продукции, в части ее соответствия Единым требованиям.

Эти документы также выдаются по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) стран ТС, которые внесены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центов) ТС. При этом уполномоченные органы стран ТС имеют право запрашивать результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) продукции в виде протоколов лабораторных исследований, на основании которых был выдан документ, подтверждающий безопасность продукции. Необходимость в этом возникает в тех случаях, если в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора за подконтрольными продуктами установлено несоответствие подконтрольной продукции Единым санитарным требованиям или возникла необходимость в дополнительной информации о подконтрольной продукции.

Должностные лица, осуществляющие санитарнокарантинный контроль, обязаны организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы и гигиеническую оценку продукции в случаях нарушения условий ее транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.; при повреждениях упаковок; прибытии товаров (продукции) из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов, и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых; при наличии информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах требованиям и ввозе на ТТ ТС такого товара (в том числе пищевой продукции). На период проведения экспертизы (оценки) подконтрольной продукции решение о месте ее размещения для временного хранения принимается совместно с таможенными органами.

При несогласии одной из сторон с результатами лабораторных исследований повторные исследования могут проводиться в арбитражных или аккредитованных лабораториях третьей стороны.

Результаты экспертизы имеют определяющее значение для принятия должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, решения о ввозе или запрете ввоза данной продукции на таможенную территорию ТС.

Немедленный вывоз запрещенной продукции возлагается на перевозчика или на собственника. При невозможности вывоза продукция задерживается с целью принятия решения об ее уничтожении или использовании в соответствии с законодательством государства - участника ТС. Территориальное подразделение уполномоченного органа страны, выявившее несоответствие подконтрольного товара Единым требованиям, немедленно направляет информацию о запрете (приостановлении) его ввоза в адрес руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государства - участника ТС. Этот руководитель должен довести информацию до руководителя (заместителя руководителя) соответствующих уполномоченных органов других государств ТС и обеспечить ее немедленное внесение в Информационную систему ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС. В этой информации наряду с другими сведениями указывается перечень показателей, определенных в ходе экспертизы (оценки), по которым выявлено несоответствие Единым санитарным требованиям.

При получении информации о несоответствии товара (продукции) Единым требованиям руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государства ТС, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции, принимается решение о необходимости вынесения постановления о приостановлении или прекращении. В дальнейшем при необходимости - возобновления действия документа, подтверждающего безопасность продукта. Об этом сообщается в Информационную систему ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС. В случае переоформления документа, подтверждающего безопасность продукции (в части ее соответствия Единым требованиям), обращение подконтрольной продукции не приостанавливается на время, необходимое для замены документа. Важно иметь в виду, что информация не направляется и не вносится в информационную систему, если несоответствие продукции Единым требованиям, подтвержденное экспертизой, связано с нарушением условий ее транспортировки, хранения и реализации.

Заключая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что санитарно-эпидемиологическая оценка (экспертиза) пищевой продукции - важное звено государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на ТГ ТС и ТТ ТС. Многие положения санитарно-эпидемиологической экспертизы в этой области требуют дальнейшего совершенствования, поэтому за изменениями и дополнениями в действующих по данному вопросу документах необходимо следить на сайте Роспотребнадзора в разделе "Основные направления деятельности" в папке "Таможенный союз" - www.tsouz.ru.

Литература

1. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. (№ 28) "О международном Договоре и иных нормативных правовых актах в сфере применения санитарных мер в Таможенном союзе".

2. Решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. (№ 299) "Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на ТГ и ТТ ТС" (в редакции Решений КТС от 17 августа 2010 г (№ 341); от 20 сентября 2010 г. (№ 383); от 14 октября 2010 г. (№ 432), вступившее в силу 22 ноября 2010 г.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. (№ 984) "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях представления Федеральными органами исполнительной государственных услуг".

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. (№ 657) "Об утверждении Административного регламента осуществления Роспотребнадзором государственной регистрации".

5. Приказ Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. (№ 290) "О государственной регистрации продукции территориальными органами".

6. Письмо Роспотребнадзора № 01/9646-0-32 от 29 июня 2010 г. "О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам".

7. Письмо Роспотребнадзора № 01/9950-0-23 от 5 июля 2010 г. с изменениями, внесенными письмом Роспотребнадзора № 01/10220-0-32 от 12 июля 2010 г. "О государственной регистрации товаров на территории таможенного союза и на территории Российской Федерации".

8. Письмо Роспотребнадзора № 01/112590-0-23 от 29 июля 2010 г. "О государственной регистрации подконтрольной продукции на территории Российской Федерации и таможенного союза".

9. Письмо Роспотребнадзора № 01/6277-10-23 от 22 апреля 2010 г. "О дополнительных мерах по информированию о продукции, не подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе".

10. Письмо Роспотребнадзора № 01/14627-0-32 от 12 октября 2010 г. "О применении протоколов исследований, оформленных до 1 июля 2010 г. для целей выдачи свидетельства о государственной регистрации".

11. Письмо Роспотребнадзора № 01/20837-0-23 от 21 июля 2010 г. "О разъяснениях правоприменительной практики реализации соглашения таможенного союза по санитарным мерам".

12. Письмо Роспотребнадзора № 01/12820-0-32 от 06 сентября 2010 г. "О государственной регистрации продукции".

13. Письмо Роспотребнадзора № 01/12975-0-32 от 08 сентября 2010 г. "О совершенствовании деятельности организаций Роспотребнадзора при проведении экспертизы".

14. Письмо Роспотребнадзора № 01/1440-0-32 от 08 октября 2010 г. "О государственной регистрации алкогольной продукции".

15. Письмо Роспотребнадзора № 01/14520-0-32 от 11 октября 2010 г. "О порядке выполнения санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках Таможенного союза".

16. Письмо Роспотребнадзора № 01/15217-0-32 от 25 октября 2010 г. "Об изменениях в документах Комиссии Таможенного союза, утвержденных решением от 28 мая 2010 г. (№ 299)".

17. Информационное сообщение Роспотребнадзора от 23 апреля 2010 г. "О перечне продукции, не подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, на которую не выдается санитарно-эпидемиологическое заключение".

18. Договор о постоянно действующем, регулирующем органе таможенного союза от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" (г. Душанбе).

19. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. (№ 17) "О Договоре о таможенном кодексе таможенного союза"; введен в действие с 1 июля 2010 г. (в редакции Протокола от 16. 04. 2010 г.).

20. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. (№ 39) "О применении санитарных, ветеринарносанитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества".

21. Приказ Минздрава России от 17 июля 2002 г. (№ 228) "О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора".

22. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. (№ 569) "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации".

23. Приказ Минздравсоцразвития России от 24 января 2007 г. (№ 62) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнении требований санитарного законодательства".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»