Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа

Резюме

Изучены особенности физического развития и режим питания школьников, проживающих в Воронеже, в зависимости от возраста. Обследованы 484 ребенка 8-17 лет, из них 236 (48,8%) девочек и 248 (51,2%) мальчиков. Выделены 3 группы детей: 8-10 лет (174 ребенка), 11-14 лет (196 детей) и 15-18 лет (114 детей). В ходе исследования проводили опрос детей, измерение длины и массы тела, расчет индекса массы тела (ИМТ). Анкета содержала вопросы по получению молока и горячего питания в школе, кратности питания в течение дня, регулярности завтраков. Рассчитывали значения Z-score длины тела для возраста (HAZ), массы тела для возраста (WAZ) и ИМТ для возраста (BAZ) с использованием программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ANTHRO Plus. К возрастной норме HAZ относили значения Z-score от -2 до +2, BAZ - от -1 до +1. Легкую недостаточность питания определяли при BAZ от -1 до -2, недостаточность питания - при BAZ <-2, избыток массы тела - BAZ от +1 до +2, ожирение - от +2 и выше. Средние значения Z-score длины, массы тела и ИМТ обследованных детей были выше стандартных показателей ВОЗ, наиболее выраженные отличия получены у мальчиков 8-10 лет, минимальные - у подростков 15-18 лет (р=0,042). Значения HAZ у девочек 8-10 лет составляли 0,43±1,02, у мальчиков - 0,74±0,99 (р=0,000), у детей 11-14 лет - 0,29±0,99 и 0,39±1,06, детей 15-18 лет - 0,13±0,68 и 0,13±1,00 соответственно. Дети 8-10 лет имели и более высокие значения ИМТ (0,36,13 у девочек и 0,96±1,44 у мальчиков) по сравнению с детьми других возрастов (р=0,000). У школьников 11-14 лет средние значения ВAZ составили 0,12±1,27 у девочек и 0,19±1,37 у мальчиков, в 15-18 лет - 0,25±1,17 и 0,09±1,07 соответственно. Частота встречаемости избытка массы тела у детей 8-10 лет составила 23,0% (у мальчиков - 26,1%), ожирения - 15,5% (у мальчиков - 21,6%). С возрастом уменьшалась частота избытка массы тела и ожирения (до 12,3 и 4,4 в 15-18 лет), но увеличивалась - недостатка питания (с 9,8 в 8-10 лет до 18,9 в 11-14 лет и 17,5% в 15-18 лет). Половина школьников питались 4-5 раз в день (75,3% в 8-10 лет), 19,6% - 2 раза в день (37,2% в 11-14 лет). Подростки 15-18 лет в 61,4% случаев ели 3 раза в день, но у них уменьшалась частота завтраков (82,5 по сравнению с 91,4% у детей 8-10 лет). В школьных столовых регулярно питались 68,9% детей 8-10 лет и только 29,8% подростков. Менее половины школьников (41,9%) регулярно пили молоко в школе. Среди детей 8-10 лет, особенно мальчиков, необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению избыточной массы тела и ожирения, а у девочек 11-14 и 15-18 лет необходимо обращать внимание на профилактику недостаточности питания.

Ключевые слова:дети, подростки, физическое развитие, режим питания

Вопр. питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 85-92. doi: 10.24411/0042-8833-2017-00063.

Оптимальный рост и развитие детей в боль­шой степени зависят от адекватного питания. Нерегулярное и неполноценное питание может спо­собствовать развитию недостаточности питания или приводить к избыточной массе тела и ожирению [1, 2]. Ожирение является одной из важнейших проблем современного здравоохранения. Особенно актуальна проблема детского ожирения. Возникнув в первые годы жизни, избыточная масса тела в дальнейшем опре­деляет более тяжелое течение заболевания и ран­нее развитие осложнений [3]. В подростковом воз­расте увеличивается распространенность нарушений пищевого поведения, которые могут приводить к раз­витию и прогрессированию избыточной массы тела и ожирения [4].

Дети, особенно в подростковом возрасте, много времени проводят в школе. В связи с этим важна роль регулярного школьного питания. В Воронеже школь­ники с 1-го по 4-й класс и отдельные категории детей старших классов (спортсмены, дети из малообеспечен­ных семей и др.) бесплатно получают горячее питание (завтраки или обеды) в школьных столовых. Учащи­еся старших классов, не получающие бесплатного питания, покупают завтраки или обеды в школе или (это касается большинства детей) вместо горячей еды перекусывают бутербродами, булочками и сладостями, продающимися в школьных буфетах. Для улучше­ния пищевого рациона школьников в нашей области проводится дополнительное бесплатное обеспечение школьников с 1-го по 9-й класс молоком. Но, несмотря на проводимые мероприятия, многие дети вследствие разных причин отказываются от горячего питания и приема молока в школе.

Для выявления отклонений в физическом развитии и статусе питания ребенка можно использовать про­стые антропометрические методы, такие как измерение длины и массы тела и расчет на их основе индекса массы тела (ИМТ). Они позволяют оценить состояние питания ребенка, а в популяционных исследованиях служат для выявления изменений состояния здоровья детей в организованных коллективах, этнических, соци­альных и других группах [5]. В качестве стандартных по­казателей физического развития могут использоваться региональные, российские и международные норма­тивы. Согласно Федеральным клиническим рекоменда­циям по ведению детей с эндокринными заболеваниями, диагностика избыточной массы тела и ожирения у детей проводится на основании расчета ИМТ по стандартам, рекомендованным Всемирной организацией здраво­охранения (ВОЗ) [6].

Цель исследования - изучить особенности физичес­кого развития и режим питания у школьников в зависи­мости от возраста.

Материал и методы

Обследованы 484 ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, учащихся 3-11-х классов двух школ Воронежа. Среди них 236 (48,8%) девочек и 248 (51,2%) мальчиков. Осмот­рены 174 (36,0%) ребенка в возрасте 8-10 лет, 196 (40,5%) детей 11-14 лет и 114 (23,5%) подростков 15-18 лет. Со­отношение мальчиков и девочек в различных возраст­ных подгруппах детей не отличалось от соотношения в общей группе.

Детей опрашивали по специально разработанной ан­кете, которая содержала вопросы по получению молока и горячего питания в школе, режиму питания в тече­ние дня, оценке приверженности регулярному питанию в семье. Показатели физического развития исследовали по общепринятой методике с участием ординаторов и интернов кафедры госпитальной педиатрии ФГБОУ ВО "Воронежский государственный медицинский уни­верситет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России [7] с использованием оборудования медицинских кабине­тов школ. Длину тела (рост) ребенка измеряли с помощью станкового ростомера, массу тела - с помощью электронных медицинских весов. ИМТ рассчитывали по формуле: масса тела (в кг)/рост (в м)2.

При проведении статистического анализа вместо значений первичных измерений использовали Z-score (Ζ-оценки), рассчитанные с использованием компью­терной программы ВОЗ ANTHRO Plus [8]. Полученное распределение Z-score всех исследуемых показателей сопоставляли со стандартным нормальным распреде­лением, имеющим нулевое среднее значение и среднее квадратичное отклонение, равное 1.

При анализе Z-score длины тела для возраста (HAZ) к возрастной норме относили значения в диапазоне от -2 до +2, низкорослость диагностировали при зна­чениях HAZ<-2, высокий рост - >+2. К нормальным значениям ИМТ для возраста (BAZ) относили пока­затели, находящиеся в диапазоне от -1 до +1, лег­кая недостаточность питания включала диапазон от -1 до -2, недостаточность питания или истощение оп­ределяли при величинах BAZ менее -2, избыток массы тела - при величинах BAZ от +1 до +2, ожирение -+2 и более [6, 8].

Статистический анализ данных проводили с ис­пользованием Statistica 6.1. Результаты представлены в виде среднего значения (М) и среднего квадра­тичного отклонения (σ). Для выявления значимых различий между двумя независимыми группами ис­пользовали двухвыборочный f-тест Стьюдента при выполнении условий - согласия эмпирического рас­пределения выборок с нормальным распределением и равенством дисперсий в группах. Равенство дис­персий в группах проверяли посредством примене­ния F-критерия Фишера. При отклонении гипотезы о нормальном распределении исследуемых показате­лей для анализа различий в двух группах использо­вали непараметрический критерий Манна-Уитни (U) и критерий χ2. Для сравнительной оценки трех и более групп использовался дисперсионный анализ. При про­верке статистических гипотез принимали 5% уровень значимости.

Результаты

Проведен анализ основных показателей физичес­кого развития (длины, массы тела и ИМТ) школьниковпо сравнению с рекомендованными ВОЗ стандартами. Результаты проведенного анализа значений длины тела представлены в табл. 1.

Из полученных данных видно, что наибольшие отли­чия значений длины тела от стандартных показателей наблюдались у детей в возрасте 8-10 лет. В 11-14 лет различия со стандартами уменьшались, и у подростков 15-18 лет они были минимальными. У детей младшего школьного возраста (8-10 лет) получены значимые раз­личия между мальчиками и девочками. Мальчики имели более высокие значения длины тела относительно дол­женствующего роста по сравнению с девочками такого же возраста. Полученные различия уменьшались в воз­расте 11-14 лет и полностью отсутствовали у подростков 15-18 лет.

Полученные отличия у детей разных возрастных групп подтверждались при анализе частоты встречаемости значений Z-score длины тела, находящихся в пределах возрастной нормы и выходящих за ее пределы. На рис. 1 представлены значения Z-score длины тела по сравне­нию со стандартами ВОЗ у детей разного возраста.

Как видно из представленных данных, несмотря на выраженные отличия средних значений Z-score от стан­дартов, при анализе распределения полученных вели­чин выявлено соответствие стандартному распреде­лению. В разных возрастных группах от 60,4 до 77,5% детей имели значения Z-score длины тела в диапазоне нормальных величин (от -1 до +1). У детей младших возрастных групп отмечен сдвиг полученного распреде­ления в сторону высокого роста, особенно выраженный в 8-10 лет.

Стандартные нормативы Z-score массы тела пред­ложены ВОЗ только для детей до 10 лет, поэтому мы оценили полученные данные у детей 8-9 лет. Сред­ние значения Z-score у девочек составили 0,77±1,02, у мальчиков - 1,20±1,22, для всех детей 8-9 лет (106 человек) - 1,00±1,17. Получены статистически досто­верные различия между мальчиками и девочками в отношении массы тела (f-критерий Стьюдента, f=-2,519, р=0,013).

Выявлены значительные отличия массы тела школь­ников от стандартных показателей ВОЗ, наиболее вы­раженные у мальчиков. Средние значения Z-score массы тела у мальчиков 8-9 лет выходили за границы области нормальных величин (Z-score от -1 до +1). Но значения массы тела, без учета соответствующих значений роста ребенка, не могут служить критерием недостаточности или избыточности питания. Наиболее информативным показателем в оценке нарушений питания у взрослых и детей является ИМТ [6, 9]. Анализ полученных значе­ний ИМТ у школьников разного возраста представлен в табл. 2.

Дети в возрасте 8-10 лет имели не только более вы­сокие значения длины и массы тела по сравнению состандартами ВОЗ, но и более высокие значения ИМТ. Особенно выраженные отличия от стандартов получены у мальчиков 8-10 лет по сравнению с девочками такого же возраста. В возрастных группах 11-14 и 15-18 лет значения ИМТ значительно уменьшались и приближа­лись к стандартным показателям, а у девочек-подрост­ков отмечались отрицательные величины Z-score ИМТ, т.е. часть детей имела не избыток, а недостаток массы тела.

Проанализирована частота встречаемости значений Z-score ИМТ, находящихся в пределах возрастной нормы и выходящих за ее пределы. На рис. 2 представлены значения Z-score ИМТ в сравнении со стандартами ВОЗ у детей разных возрастных групп.

Распределение Z-score ИМТ у подростков 15­18 лет практически не отличалось от стандартного распределения. У детей младшего возраста, особенно в 8-10 лет, отмечался сдвиг полученного распределе­ния Z-score в сторону избытка массы тела (диапазон значений от +1 до +2) и ожирения (более +2). Детей с избытком массы тела в этой возрастной группе было 23,0%, с ожирением - 15,5%. Среди мальчиков 8-10 лет избыток массы тела встречался в 26,1% слу­чаев, ожирение - в 21,6%, у девочек - в 19,8 и 9,3% случаев соответственно. У детей 11-14 лет избыток массы тела встречался реже - в 15,3%случаев, ожи­рение - в 9,2%, у подростков - в 12,3 и в 4,4% случаев соответственно.

Частота встречаемости недостаточности питания выше у подростков 15-18 лет (17,5%) и у детей 11-14 лет (18,9%) по сравнению с младшими школьниками (9,8%), р=0,046. В 15-18 лет недостаток массы чаще встречался у девочек (21,6%) по сравнению с мальчиками (13,0%).

Результаты проведенного анкетирования выявили от­личия кратности приемов пищи в течение дня в разных возрастных группах школьников (табл. 3).

Половина обследованных школьников имела адек­ватное 4-5-разовое питание, а 19,6% детей принимали пищу всего 2 раза в день. Анализ режима питания в разных возрастных группах показал, что наиболее правильным он был у школьников 8-10 лет. Практически все дети младшего школьного возраста принимали пищу 3-5 раз в день. Среди детей 11-14 лет наиболее высока доля детей, питающихся всего 2 раза в день. Большинство подростков 15-18 лет имели 3-разовый режим питания.

Для правильного питания важно регулярно завтра­кать. Результаты проведенного опроса школьников свидетельствовали, что частота ежедневного за­втрака уменьшалась с увеличением возраста детей. Регулярно завтракали 159 (91,4%) детей 8-10 лет, 176 (87,8%) детей 11-14 лет и 94 (82,5%) подростка 15-18 лет. Различий между мальчиками и девочками в крат­ности приемов пищи и частоте регулярных завтраков не выявлено.

Была проанализирована регулярность питания в школьных столовых у детей разных возрастных групп (табл. 4). Питание в школе оценивали как регулярное при посещении школьной столовой 4-5 раз в неделю, нерегулярное - 2-3 раза в неделю и реже, часть детей отказывалась от питания в школе.

Большинство младших школьников (8-10 лет) пита­лись в школе. С увеличением возраста детей частота питания в школьных столовых уменьшалась. Среди школьников 15-18 лет регулярно питались только 29,8% детей. Среди подростков чуть более половины детей отказывались от питания в школе.

Дополнительное молоко в школе регулярно пили 45,4% детей 8-10 лет, 49% детей 11-14 лет и 24,6% детей 15-18 лет. Уменьшение потребления молока в старшей возрастной группе могло быть связано с тем, что дети в нашем регионе обеспечиваются бес­платным дополнительным молоком в школе до 9-го класса включительно. Учащиеся 10-11-х классов, кото­рые входили в исследование, уже не получали молоко в школе.

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования выявили некоторые от­личия физического развития школьников Воронежа от стандартов ВОЗ, наиболее выраженные у детей 8-10 лет и уменьшающиеся в возрасте 15-18 лет. Младшие школьники имели более высокие значения длины тела, массы тела и ИМТ по сравнению с парамет­рами ВОЗ. У мальчиков указанные отличия выражены больше, чем у девочек.

Возможно, более высокий рост детей связан с более высокими темпами роста у детей младшего школьного возраста на современном этапе и замедлением его в подростковом возрасте. На преобладание высоко­рослых детей над низкорослыми уже в раннем де­тском возрасте в настоящее время указывают и другие авторы [10].

Число детей с низким ростом в нашей выборке меньше, чем в популяции детей ВОЗ, выбранной в качестве стандартной. Это показывает, что особенности питания и пищевого поведения наших детей, современные со­циально-экономические условия не оказывают значи­мого влияния на рост школьников. Замедление роста в подростковом возрасте, в период пубертата может быть связано с достижением наследственных, гене­тически детерминированных показателей длины тела детей.

Также нами выявлены отличия ИМТ обследован­ных детей от стандартов ВОЗ. Дети в возрасте 8-10 лет имели не только более высокие значения длины и массы тела, но и ИМТ, особенно мальчики. Школьни­ков с избытком массы тела в этой возрастной группе было 23,0%, с ожирением - 15,5%. По данным других ав­торов, распространенность ожирения также была выше у мальчиков и составляла в 1994 г. 8,9%, в 2000 г. - 7%, в 2005 г. - 9%; у девочек - 4,9, 4 и 6% соответственно [1]. По результатам мультицентрового исследования рас­пространенности избыточной массы тела и ожирения среди детского населения, проведенного в различ­ных регионах России с использованием программы Anthro Plus, максимальная распространенность избы­точной массы тела наблюдалась у детей 10 лет (28,9% у мальчиков и 17,6% у девочек), минимальная - в 15 лет (17 и 11,5% соответственно) [12]. Мы в своем исследова­нии также проводили оценку данных с использованием программы Anthro Plus, и полученные нами результаты согласуются с данными мультицентровых исследований. Наибольшая распространенность избыточной массы тела и ожирения среди наших школьников, как и среди детей других российских регионов, отмечалась у детей 8-10 лет, у мальчиков больше, чем у девочек. Мы полу­чили более высокие показатели частоты встречаемости ожирения среди школьников Воронежа по сравнению с детьми из других регионов. Ожирение было выявлено у 15,5% наших детей в возрасте 8-10 лет, а по результа­там мультицентровых исследований в этой возрастной группе оно встречалось у 9,1% школьников [12]. Воз­можно, это связано с продолжающимся ростом распространенности указанных нарушений питания у детей [3]. В современных условиях уже у 20,8% детей раннего возраста диагностирована избыточная масса тела, у мальчиков в 1,5 раза чаще, чем у девочек [10].

Одной из причин развития избыточной массы тела и ожирения у школьников служит частое потребление про­дуктов быстрого приготовления (фастфуд) [1]. Выявлен­ные нарушения режима питания у обследованных детей могут способствовать развитию различных нарушений пищевого статуса, в первую очередь избыточной массы тела. Нерегулярность питания детей приводит к более частому перекусыванию сладостями и другими высоко­калорийными продуктами. Только половина наших школьников имела адекватное 4-5-разовое питание, а 19,6% детей принимали пищу всего 2 раза в день, чаще всего это школьники 11-14 лет. В этой возрастной группе увеличивалась и частота встречаемости недо­статочности питания (18,9%) по сравнению со школьни­ками других групп.

Частота регулярных завтраков уменьшалась у обсле­дованных детей с 91,4% в возрасте 8-10 лет до 82,5% у подростков 15-18 лет. В литературе показана зависи­мость между пропусками завтрака и частотой развития ожирения, курения и девиантного поведения у подрост­ков [4]. Это требует проведения дополнительной профи­лактической работы среди подростков по оптимизации режима питания.

Школьники 15-18 лет реже детей других возраст­ных групп получали питание в школьных столовых (48,2%). Среди всех обследованных детей регулярно питались в школе 51,9% детей, нерегулярно - 19,6% и не питались совсем 28,5%. Полученные данные со­поставимы с результатами анкетирования школьников Москвы и Мурманска: регулярно питались в школь­ной столовой 45,7% школьников Москвы и Мурманска, 32,5% не посещали ее совсем и 21,9% питались там нерегулярно [13]. Половина школьников указанных ре­гионов ежедневно потребляли молочную продукцию. Наши дети регулярно пили молоко в школе в 41,9% случаев. Возможно, ежедневное обеспечение всех школьников молоком улучшит потребление молочной продукции нашими детьми. Крайне важным является создание мотивации для правильного (здорового) ре­жима питания у школьников. Необходимы регулярные уроки здорового образа жизни, включающие вопросы питания.

Заключение

У школьников Воронежа выявлены определенные изменения показателей физического развития, в боль­шей степени ИМТ, а также нарушения режима питания. Среди детей 8-10 лет, особенно мальчиков, необходимо проведение профилактических мероприятий по предуп­реждению роста избыточной массы тела и ожирения, а у девочек 11-18 лет необходимо обращать внимание на профилактику недостаточности питания.

Литература

1. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Санникова Н.Е. и др. Связь между избы­точной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (fast food) и слад­ких безалкогольных газированных напитков (мультицентровое исследование российских школьников) // Вопр. питания. 2010. Т. 79, № 1. С. 52-55.

2. Рычкова С.В. Влияние режима питания и массы тела у детей старшего школьного возраста на качество жизни // Вопр. дет. диетологии. 2008. № 5. С. 28-32.

3. Комиссия по ликвидации детского ожирения ВОЗ // ВОЗ: про­граммы и проекты. 2014. URL: http://www.who.int/end-childhood-obesity/faq/ru/ (дата обращения: 26.07.2016).

4. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование "Поведение детей школьного возраста в отноше­нии здоровья": международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / под ред. C. Currie и др. Копенгаген: Европейское реги­ональное бюро ВОЗ, 2012. (Серия "Политика охраны здоровья детей и подростков", вып. 6). URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003 /181551 /E96444_part1 -Rus.pdf (дата обращения: 26.07.2016).

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 с.

6. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по веде­нию детей с эндокринными заболеваниями / под ред. И.И. Де­дова, В.А. Петерковой. М. : Практика, 2014. С. 163-182.

7. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. 608 с.

8. WHO growth reference 5-19 years. Application tools. WHO AnthroPlus software. URL: http://www.who.int/growthref/tools/en/ (дата обращения: 26.07.2016).

9. Курс обучения по оценке роста ребенка. Нормы роста детей, разработанные ВОЗ. Интерпретация показателей физичес­кого развития. Женева : ВОЗ, 2008. URL: http://www.who.int/entity/childgrowth/training/module_c_interpreting_indicators_ ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 26.07.2016).

10. Бушуева Т.В., Боровик Т.Э., Скворцова В.А. и др. Характеристика питания детей в возрасте 12-36 мес, проживающих в мегаполисе России // Вопр. питания. 2014. Т. 83, № S3. С. 71-72.

11. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Коростелева М.М. и др. Распростра­ненность ожирения у детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации // Вопр. дет. диетологии. 2011. Т. 9, № 4. С. 5-8. (in Russian)

12. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т. 93, № 5. С. 28-31.

13. Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопр. питания. 2014. № 4. С. 67-74.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»