Оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске

Резюме

Цель работы - оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске.

Материал и методы. Обследованы 817 школьников 7-10 лет, из них 403 (49,3%) девочек и 414 (50,7%) мальчиков. В процессе исследования измеряли рост и массу тела, рассчитывали индекс массы тела (ИМТ) детей. Физическое развитие детей оценивали по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с использованием программного продукта WHO AnthroPlus (2009). Рассчитывали значения Z-score массы тела для возраста, роста для возраста и ИМТ для возраста. В процессе исследования проводили опрос детей. Анкета по диагностике образа жизни детей, разработанная специалистами Кельнского университета, позволяла оценить режим и структуру питания школьников. Результаты. Средние значения массо-ростовых показателей школьников Смоленска были выше по сравнению со стандартной популяцией ВОЗ. Отклонения физического развития в исследуемой выборке школьников в большей степени касались массы тела, нежели роста, при этом ожирение у мальчиков выявлялось достоверно чаще, чем у девочек (11,9 против 5,2%, χ2 = 10,465, p=0,002). Установлено, что большинство школьников младших классов (84,8%) питаются 3-5 раз в день. Завтракают дома 92,7% школьников. В школьной столовой регулярно питались только 55,6% школьников. Полдник как отдельный прием пищи в режиме питания отмечают 96,8% респондентов, из них 43,7% используют для этого приема пищи пирожки, печенье или сладости. Почти половина (45,4%) детей младшего школьного возраста ответили, что употребляют пищу непосредственно перед сном. Причем мальчики это делали достоверно чаще, чем девочки (50,8 против 41,0%, χ2=5,209, р=0,023).

Заключение. Для предупреждения формирования избыточной массы тела и ожирения у школьников необходимо внедрение комплекса профилактических мероприятий: рационализация питания детей в условиях семьи и школы, оптимизация режима дня и физической активности детей, психологическая поддержка детей с избыточной массой тела и ожирением, внедрение современных образовательных и информационных технологий формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова:физическое развитие, дети младшего школьного возраста, избыточная масса тела, ожирение, режим питания

Для цитирования: Цукарева Е.А., Авчинников А.В., Алимова И.Л. Оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске // Вопр. питания. 2019. Т. 88, № 4. С. 34-40. doi: 10.24411/0042-8833-2019-10039

Физическое развитие детей и подростков в значительной степени зависит от характера питания, уровня физической активности, образа жизни, образовательных технологий [1]. Одной из глобальных проблем состояния здоровья детей и подростков в настоящее время является снижение доли детей с нормальным физическим развитием наряду с ростом числа детей как с дефицитом, так и с избытком массы тела [2]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что избыточная масса тела и ожирение выявляются у 340 млн детей в возрасте от 5 до 19 лет [3]. По данным ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", в Российской Федерации максимальная распространенность избыточной массы тела у мальчиков и девочек наблюдается в возрасте 10 лет, что приходится на период начальной школы [4]. Уже в младенческом, раннем и дошкольном возрасте формируются стереотипы пищевого поведения детей. Прогрессирующее увеличение количества детей школьного возраста с ожирением требует принятия экстренных мер, поскольку именно в этот период формируются истоки заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета 2 типа и др. [5].

С целью изучения особенностей физического развития широко используются стандартные антропометрические методы исследования, позволяющие оценить состояние здоровья детей и подростков [6]. Для оценки физического развития детских коллективов также используют региональные, российские и международные нормативы, а также стандарты ВОЗ [7-9].

Цель исследования - изучить особенности физического развития, режима питания, распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске.

Материал и методы

Обследованы 817 школьников 7-10 лет, учащихся 14-го классов 5 школ Смоленска. Среди них 403 (49,3%) девочки и 414 (50,7%) мальчиков. Длину тела (рост) детей измеряли с помощью медицинского ростомера в положении стоя (точность измерения составила 0,1 см); массу тела детей - на электронных медицинских весах (точность до 50 г). Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали по формуле: масса тела (в кг)/рост (в м2). Физическое развитие детей оценивали по стандартам ВОЗ [9] с использованием программного продукта WHO Anthro-Plus (2009) [3]. Для антропометрических показателей (рост, масса тела, ИМТ) определяли Z-score - число стандартных отклонений (SDS). Полученное распределение Z-score всех исследуемых показателей сопоставляли со стандартным нормальным распределением, имеющим нулевое среднее значение и среднее квадратичное отклонение, равное 1. Полученные данные, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, оценивали следующим образом. При оценке Z-score отношения массы тела к возрасту (Weight-for-Age Z-score - WAZ) нормальные показатели находились в диапазоне от -2 до +2; дефицит массы тела - при <-2; избыточная масса тела или ожирение - при значениях >+2. При оценке Z-score роста к возрасту (Height-for-Age Z-score - HAZ) к норме относили значения в диапазоне от -2 до +2 SDS; при значениях <-2 диагностировали низкорослость; при значениях >+2 - высокорослость. К нормальным значениям Z-score ИМТ для возраста (BMI-for-Age z-score - BAZ) относили показатели в диапазоне от -2 до +1; недостаточность питания - при значениях <-2; избыточная масса тела - от +1 до +2; ожирение - при значениях >+2.

Проводили анкетирование школьников и их родителей. Использовали анкету по диагностике образа жизни и пищевого поведения детей, разработанную учеными Кельнского университета [10]. Анкета включала вопросы о кратности питания в течение суток, регулярности завтраков, наличии перекусов перед сном, регулярности питания в школьной столовой, частоте потребления фастфуда, сладких газированных напитков и др.

Статистический анализ данных проводили с помощью пакета программ Statistica 7.0 (StatSoft, США). Для количественных данных рассчитывали среднее значение (М), ошибку среднего (m) и среднее квадратичное отклонение (s). Для выявления значимых различий между двумя независимыми группами использовали тест Стьюдента при условии нормального распределения показателей в группах, при отклонении гипотезы о нормальном распределении исследуемых показателей использовали критерий Манна-Уитни и критерий χ2. Различия результатов считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Изучены основные показатели физического развития школьников младших классов Смоленска в сравнении с рекомендованными ВОЗ стандартами. Анализ антропометрических показателей показал, что в группе младших школьников преобладали дети с нормальной для их возраста массой тела, а именно 739 (90,5%) из 817 детей. Дефицит массы тела при оценке Z-score отношения массы тела к возрасту (критерий WAZ) выявлен у 1,7% детей, а избыточная масса тела -у 7,9% школьников. Рост, соответствующий возрасту, выявлен у большинства (94,6%) обследованных детей (критерий HAZ), высокий рост имели 4,9% детей, низкорослость - 0,5% школьников. При оценке значений Z-score ИМТ для возраста (критерий BAZ) было установлено: гармоничное физическое развитие имели 604 (73,9%) младших школьника, избыточная масса тела отмечалась у 16,2% детей, а ожирение - у 8,7% учащихся, дефицит массы тела выявлен у 1,2% школьников (табл. 1).

Распределение значений WAZ, HAZ, BAZ у школьников по сравнению со стандартами ВОЗ представлено на рис. 1-3. Анализ антропометрических показателей свидетельствует, что в группе школьников младших классов распределение значений Z-score смещено вправо в сравнении со стандартной популяцией ВОЗ. Смоленские школьники в возрасте 7-10 лет имели более высокие значения антропометрических показателей по сравнению со стандартными значениями ВОЗ.

При сравнении средних значений показателей WAZ, HAZ и BAZ у мальчиков и девочек статистически значимые различия получены по критерию HAZ и BAZ (табл. 2). Мальчики имели достоверно более высокие средние показатели Z-score длины тела (HAZ) по сравнению с девочками (р=0,039). Особенно выраженные различия у мальчиков и девочек получены при сравнении значений Z-score индекса массы тела для возраста: у мальчиков данный показатель достоверно выше, чем у девочек (р=0,018).

Распределение антропометрических показателей у мальчиков и девочек представлено в табл. 3. По показателю WAZ 42 (10,2%) мальчиков и 23 (5,7%) девочки имели избыточную массу тела, а 5 (1,1%) мальчиков и 8 (1,9%) девочек - дефицит массы тела. По показателю WAZ у мальчиков достоверно в 1,8 раза чаще диагностировали ожирение, чем у девочек (χ2=5,492, p=0,02). По показателю HAZ 6,0% мальчиков и 3,6% девочек были высокорослыми, низкорослость отмечена у 0,4% детей обоего пола. По показателю BAZ избыточная масса тела была выявлена у 18,2% мальчиков и 14,2% девочек (р=0,084), ожирение достоверно чаще (в 2,4 раза) встречалось у мальчиков - 11,9%, чем у девочек - 5,2% (χ2=10,465, p=0,002), а недостаточность питания диагностировали у 0,4 и 1,4% детей соответственно.

Результаты анкетирования выявили особенности режима питания младших школьников Смоленска. Большинство школьников (84,8%) питаются 3-5 раз в день. Завтракают дома 92,7% опрошенных школьников, не завтракают дома 7,3% детей. Полдник как отдельный прием пищи в режиме питания отмечают 96,8% респондентов. Установлено, что 53,1% детей предпочитают на полдник фрукты, а 43,7% - пирожки, печенье или сладости. Продукты быстрого приготовления (фастфуд) употребляют 13,4% детей. Достоверных различий по данным вопросам режима питания между мальчиками и девочками не выявлено.

Почти половина школьников (45,4%) отметили, что употребляют пищу непосредственно перед сном. Причем мальчики это делали достоверно чаще, чем девочки - 50,8 и 41,0% соответственно (χ2=5,209, р=0,023). В школьной столовой регулярно (4-5 раз в неделю) питаются только 55,6% опрошенных детей, а 44,6% питаются нерегулярно (1-2 раза в неделю) или игнорируют этот прием пищи, ничем не заменяя еду в школе.

Обсуждение

Проведенное нами исследование показало, что дети младшего школьного возраста, проживающие в Смоленске, имели более высокие показатели физического развития (значения роста и массы тела, ИМТ) по сравнению с эталонной популяцией ВОЗ распределение значений Z-score смещено вправо.

При оценке пищевого статуса избыточная масса тела была установлена у 16,2%, а ожирение у 8,7% школьников. Выявлены достоверные гендерные различия при сравнении средних величин Z-score по показателю HAZ и BAZ. Так, мальчики имели статистически значимо более высокие показатели Z-score роста (HAZ) по сравнению с девочками. По критерию BAZ среди детей с избыточной массой тела достоверных различий между мальчиками и девочками не выявлено, но ожирение достоверно чаще встречалось у мальчиков - 11,9%, а не у девочек - 5,2%.

Полученные нами данные в целом согласуются с результатами других российских исследований. Так, в Санкт-Петербурге при обследовании более чем 4600 школьников доля детей с избытком массы тела составила 18,2%, а доля детей с ожирением - 6,2% [11]. При обследовании учащихся в возрасте 7-10 лет, проживающих в Москве, избыточная масса тела была выявлена у 18,8% девочек и у 19,8% мальчиков, а ожирение соответственно у 7,4 и 15,9%, т.е. у мальчиков в 2 раза чаще [8]. По данным мультицентрового исследования, проведенного в различных регионах России, показана максимальная распространенность избыточной массы тела у 10-летних детей (до 29% у мальчиков и до 18% у девочек), а ожирения - на уровне 9,1% школьников [4]. В другом исследовании, проведенном с использованием программного продукта WHO Anthro-Plus, ожирение выявлено у 15,5% школьников в возрасте 8-10 лет [12].

Полученные нами результаты по распространенности избыточной массы тела и ожирения у детей коррелируют с данными международных исследований. Так, по данным экспертов ВОЗ, избыточная масса тела регистрировалась у 19% мальчиков и 18% девочек, а ожирение - у 8% мальчиков и 6% девочек. Число детей а ожирение - превышает число детей с дефицитом массы тела [3].

Погрешности в режиме питания могут способствовать формированию избыточной массы тела и ожирения у детей [13]. Установленные нами особенности режима питания у младших школьников Смоленска способны негативно влиять на пищевой статус детей. Несмотря на определенный контроль родителей, в режиме питания детей младшего школьного возраста выявлен ряд нарушений. Прежде всего это отсутствие регулярных домашних завтраков у 7,3% детей. Привычка обходиться без завтрака замедляет обмен веществ ребенка, повышая риск формирования избыточной массы тела [5]. К серьезным недостаткам режима питания школьников относятся выявленные в процессе анкетирования 2-разовое горячее питание (15,2%), наличие частых перекусов высококалорийными продуктами и сладостями (43,7%), употребление продуктов быстрого приготовления - фастфуда (13,4%) и прием пищи значительной частью школьников непосредственно перед сном (45,4%). Особенно настораживает факт нерегулярного питания в школьных столовых или игнорирования этого приема пищи почти половиной опрошенных детей (44,6%). Полученные нами данные по режиму питания школьников в целом совпадают с результатами ряда отечественных исследований. В рамках анкетирования детей 8-10 лет установлено, что 8,6% школьников Воронежа не завтракали, а 31,1% детей нерегулярно питались в школьных столовых или пропускали этот прием пищи [12]. Похожие результаты были получены при изучении пищевого поведения детей Москвы и Мурманска [14]. Авторы отмечали, что 5,1% школьников не завтракали, более половины (64,4%) питались нерегулярно, а 19,5% детей несколько раз в неделю употребляли фастфуд. Выявленные нарушения режима питания школьников свидетельствуют о целесообразности проведения профилактических мероприятий на уровне семьи и школы.

Заключение

У школьников (7-10 лет) Смоленска выявлены более высокие значения антропометрических показателей по сравнению со стандартами ВОЗ, а также нарушения режима питания. Установлена значительная доля детей с избыточной массой тела (16,2%) и ожирением (8,7%), причем ожирение у мальчиков выявлялось в 2 раза чаще, чем у девочек. Полученные нами результаты диктуют необходимость внедрения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений пищевого поведения, формирования избыточной массы тела и ожирения у школьников. В числе данных мероприятий следует предусмотреть рационализацию питания детей в условиях семьи и школы, оптимизацию режима дня и физической активности детей, психологическую поддержку детей с избыточной массой тела и ожирением, внедрение современных образовательных и информационных технологий формирования здорового образа жизни детей (школы здорового питания) и др.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Кучма В.Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8. С. 7-10.

2. Баранов А.А, Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М. : НЦЗД РАМН, 2008. 216 с.

3. WHO AnthroPlus for Personal Computers Manual: Software for assessing growth of the world’s children and adolescents. Geneva : WHO, 2009. URL: http://www.who.int/growthref/tools /en

4. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2014. Т. 93, № 5. С. 28-31.

5. Дедов И.И., Петеркова В.А. Федеральные клинические рекомендации по ведению детей с эндокринными заболевания- ми. М. : Практика, 2014. С. 163-182.

6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Универсальная оценка физического развития младших школьников : пособие для медицинских работников. М. : НЦЗД РАМН, 2010. 34 с.

7. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Пескова Е.В. Ретроспективная оценка антропометрических показателей детей России в 1994-2012 гг. по новым стандартам ВОЗ // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2015. Т. 94, № 1. С. 156-160.

8. Ходжиева М.В. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Намазова- Баранова Л.С., Маргиева Т.В. и др. Оценка физического развития детей младшего школьного возраста (7-10 лет): результаты когортного исследования // Педиатр. фармакология.2016. Т. 13, № 4. С. 362-366.

9. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents // Bull. World Health Organ. 2007. Vol. 85. P. 660-667.

10. Brandl-Bredenbeck H.P., Brettschneider W.-D Kinder heute- Bewegungsmuff el, Fastfoodjunkies, Medienfreaks, Eine Lebensstilanalyse. 2010. Aachen : Meyer & Meyer. 184 s.

11. Куприенко Н.Б., Смирнова Н.Н. Распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста Санкт-Петербурга // Профилакт. и клин. медицина. 2018. № 2. С. 23-30.

12. Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А., Минакова О.В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопр. питания. 2017. № 4. С. 85-92.

13. Тутельян В.А., Конь И.Я.. Детское питание : руководство для врачей. 4-е изд. М. : МИА, 2017. 784 с.

14. Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопр. питания. 2014. № 4. С. 67-74.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»