Здоровое питание: внедрение практико-ориентированной программы обучения

Резюме

Медицинские работники должны обладать современным уровнем знаний в области здорового питания, чтобы эффективно консультировать и обучать пациентов. Формировать эти знания и умения необходимо не только в структуре непрерывного медицинского образования, но и на додипломном этапе в течение обучения в медицинской образовательной организации. Основной целью данной работы было внедрение практико-ориентированной программы обучения студентов базовым принципам здорового питания и навыку эффективного консультирования пациентов. Для реализации программы обучения выбрана дисциплина ≪Нутрициология≫ на 2-м году обучения. Определен понятийно-категориальный аппарат дисциплины: нутрициология, здоровое питание, доказательная нутрициология. Для формирования у студентов навыка эффективной оценки индивидуального рациона, его коррекции и мотивации к изменениям разработан и внедрен метод консультирования и обучения пациентов ≪Индивидуальная пирамида питания≫, который является ключевым интегрирующим элементом программы, облегчающим запоминание, понимание и применение базовых принципов здорового питания на практике. Итоговая рабочая программа дисциплины состоит из двух разделов: ≪Общая нутрициология≫ и ≪Специальная нутрициология≫. Один из наиболее важных результатов обучения - оптимизация собственных студенческих рационов. Общее направление программы является практикоориентированным, здоровьесберегающим и нацеленным на результат.

Ключевые слова:здоровое питание, доказательная нутрициология, индивидуальная пирамида питания, программа обучения

Вопр. питания. 2016. № 1. С. 117-124.

Существуют многочисленные доказательства влияния рациона питания на здоровье населения, в том числе на развитие хронических неинфекционных заболеваний, которые являются ведущими причинами преждевременной смертности как в России, так и в большинстве стран мира [1-6].

В 2010 г. распоряжением Правительства РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Целями данного документа являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, а одной из основных задач - разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания [7].

Медицинским работникам отводится ключевая роль в реализации программ в области здорового питания, что требует современных знаний, умений и навыков, в том числе навыка консультирования и обучения населения [2-4].

По мнению экспертов ВОЗ, подобные программы должны реализовываться не только в структуре непрерывного медицинского образования, но и на додипломном этапе в течение обучения в медицинской образовательной организации [1].

Цель работы - разработать и внедрить программу обучения студентов медицинских образовательных организаций базовым принципам здорового питания, которая направлена на формирование не только современного уровня знаний, но и навыка эффективного консультирования, обучения населения, оценки и коррекции пищевого рациона.

Материал и методы

Дисциплина "Нутрициология"

В качестве платформы для реализации программы обучения студентов базовым принципам здорового питания выбрана дисциплина "Нутрициология", которая в соответствии с решением ГБОУ ВПО "Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России определена в качестве дисциплины вариативной части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности "Педиатрия".

В соответствии с ФГОС ВПО дисциплины вариативной части дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяют обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура) [8]. В качестве стратегической цели при разработке рабочей программы дисциплины "Нутрициология" определено овладение несколькими общекультурными и профессиональными компетенциями ФГОС ВПО по специальности "Педиатрия", при этом ключевой обозначена профессиональная компетенция - способность и готовность к обучению детей, подростков и их родителей формированию навыков здорового образа жизни.

Включение дисциплины "Нутрициология" в учебный план специальности "Педиатрия" также было обусловлено требованиями ФГОС ВПО о необходимости обучения будущих педиатров решению следующих профессиональных задач [8]:

1. В структуре профилактической деятельности:

- формирование у детей, подростков и их родителей мотивации к сохранению и укреплению здоровья;

- проведение санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни.

2. В структуре психолого-педагогической деятельности:

- формирование у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни.

Учитывая, что в соответствии с ФГОС ВПО знания, умения и навыки дисциплин вариативной части стандарта определяются образовательными организациями самостоятельно [8], проектирование рабочей программы дисциплины "Нутрициология" осуществлялось сотрудниками кафедры госпитальной и поликлинической педиатрии с использованием технологии планируемых результатов обучения (learning outcomes) [9].

При формировании содержания дисциплины в качестве информационной базы выбраны утвержденные нормативные документы, действующие на территории РФ [10-12], зарубежные и международные рекомендации, в том числе рекомендации ВОЗ [13-19], российские научные издания [3, 20-22], образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей центров здоровья "Основы здорового питания" [23], а также информационные материалы для населения, составленные Минздравсоцразвития России и НИИ питания РАМН в 2009-2010 гг.

Во многих странах ключевыми национальными документами в области здорового питания являются нормы физиологических потребностей (Nutrient reference values) и руководства о здоровом питании для населения (Dietary guidelines) [24]. Если нормы физиологических потребностей имеют мало межнациональных отличий, то в руководствах о здоровом питании представляются основанные на результатах научных исследований, но соответствующие национальным традициям принципы здорового питания в терминах, понятных широким массам населения [5, 25]. Наиболее известными из национальных руководств о здоровом питании являются американские рекомендации, которые обновляются каждые 5 лет и имеют фундаментальную доказательную базу [14, 15].

Понятийно-категориальный аппарат

Учитывая различное понимание терминологии, связанной со здоровым питанием, определены следующие основные понятия дисциплины.

- Нутрициология (nutrition, от греч. nutritio), или наука о питании, - это наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии и взаимодействии, роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний, о процессах их потребления, усвоения, переноса, утилизации и выведения из организма [21].

- Здоровое питание (healthy eating) - это питание, которое в соответствии с результатами научных исследований, основанных на доказательствах, способствует укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Определения "рациональное", "сбалансированное" и "оптимальное" питание не использовались в качестве синонимов здорового питания.

- Здоровье (health) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [26].

- Доказательная нутрициология (evidence-based nutrition) - это наука о питании, основанная на доказательствах. Несмотря на некоторые различия методов [5, 27-29], доказательная нутрициология является частью доказательной медицины.

- Доказательная медицина (evidence-based medicine) - это осознанное, четкое и беспристрастное использование наилучших из существующих доказательств с целью принятия решения о помощи конкретным больным [30]. На практике доказательная медицина предполагает интеграцию индивидуального клинического опыта с результатами систематических обзоров.

- Систематический обзор (systematic review) - это применение научных стратегий, которые уменьшают вероятность ошибок при принятии решений благодаря систематическому сбору, критической оценке и обобщению результатов всех первичных исследований по конкретной теме [30]. Систематический обзор включает всесторонний поиск всех публикаций, соответствующих критериям отбора, оценку дизайна и качества оригинальных исследований, обобщение данных и интерпретацию полученных результатов. Если в систематическом обзоре обобщение результатов нескольких первичных исследований осуществляется с использованием статистических методов, такие обзоры называются метаанализами. Выводы, полученные в систематических обзорах, имеют бол[1] ьшую ценность, чем изолированные результаты отдельных исследований.

Именно на основании систематических обзоров разрабатываются клинические рекомендации, в том числе многие зарубежные национальные рекомендации по питанию для населения.

Метод консультирования и обучения

"Индивидуальная пирамида питания"

Общеизвестно, что графические модели более эффективны по сравнению с текстовой информацией для целей информирования широких масс населения о правильном выборе пищевых продуктов [25, 31].

Графическая модель базовых принципов здорового питания в виде пирамиды (Food Guide Pyramid) впервые была предложена в 1992 г. Департаментом сельского хозяйства США (USDA) после 11 лет научно обоснованного проектирования [32]. Эта модель была поддержана ВОЗ [18] и оказала значительное влияние на формирование знаний о базовых принципах здорового питания не только среди американского населения, но и во всем мире.

В 2005 г. в США появилась модель здорового питания - "Моя пирамида" (MyPyramid), которая из-за многочисленной критики в 2011 г. была заменена на новое изображение - "Моя тарелка" (Myplate) (рис. 1). Ожидается, что "Моя тарелка" (Myplate) оптимизирует не только знание и понимание, но и применение правил здорового питания среди населения [31]. Однако изображение здорового рациона питания в виде пирамиды до настоящего времени не потеряло своей актуальности и используется во многих странах мира. Наиболее известная современная пирамида здорового питания (Healthy Eating Pyramid) разработана сотрудниками Гарвардской школы общественного здоровья (Harvard School of Public Health) в соответствии с результатами современных научных исследований, основанных на доказательствах [33]. Российские диетологи также предлагают использовать пирамиду питания для обучения теории здорового питания и планирования рациона [23].

С целью формирования у студентов навыка эффективной оценки индивидуального рациона, его коррекции и мотивации к изменениям нами разработан и внедрен метод консультирования и обучения пациентов, не имеющих специальных диетических ограничений, - "Индивидуальная пирамида питания".

Этапы построения "Индивидуальной пирамиды питания" I этап. Анализ пищевого рациона, записанного пациентом самостоятельно, с распределением продуктов и блюд по группам и уровням пирамиды (рис. 2):

- первый уровень - зерновые продукты (хлебобулочные, макаронные изделия, изделия из круп), картофель;

- второй уровень - овощи и фрукты;

- третий уровень - молочные продукты и белковые продукты (мясные, рыбные продукты, яйца, бобовые, орехи, семена);

- четвертый уровень - кондитерские изделия, сахар, колбасные изделия, фастфуд, а также жиросодержащие продукты (сливочное масло, растительные масла, майонез, животные жиры и др.), в том числе в составе приготовленных блюд.

II этап. Расчет количества порций для каждой группы продуктов. Введение понятия одной порции и ее количественной характеристики осуществлялось в соответствии с адаптированными российскими рекомендациями [20, 21, 23]. Например, одна порция молочных продуктов - это один стакан молока (250 мл) или один кусок сыра (30 г).

Использовались как визуальные ориентиры, так и приблизительное количество в граммах, стандартизированное для облегчения запоминания.

Учитывалась вероятность погрешности, особенно при кратком консультировании, когда пациент предварительно не взвешивал продукты и блюда.

III этап. Визуальное графическое изображение полученных результатов в виде "Индивидуальной пирамиды питания" (рис. 3).

IV этап. Сравнение "Индивидуальной пирамиды питания" со средним рекомендуемым количеством порций, зависящим от возраста, пола и уровня физической активности [23, 32] (рис. 2).

V этап. Качественный анализ каждой группы продуктов:

- первый уровень. Не менее половины всех порций данного уровня должны быть представлены цельнозерновыми продуктами и блюдами из них;

- второй уровень. Овощи и фрукты должны быть разнообразными, а их общее количество не менее 400 г/сут (оптимально - 600 г). Рационально выбирать местные виды. Суточное потребление сока не должно превышать одного стакана;

- третий уровень. Молочные продукты должны быть разнообразными, рационально выбирать продукты с низким содержанием жира и соли. Среди белковых продуктов животного происхождения отдавать предпочтение мясу птицы (без жира) и рыбе. Употреблять рыбные блюда не менее 1-2 раз в неделю. Ограничить красное мясо (говядина, свинина, баранина) до 300-500 г в неделю. Употреблять яйца около 3-4 штук в неделю (ограничение относится только к желткам). Желательно иметь в ежедневном рационе белковые продукты растительного происхождения, такие как бобовые, орехи и семена;

- четвертый уровень. Рационален ежедневный прием растительного масла (чередовать разные виды) в пределах одной порции. Остальные продукты употреблять ограниченно и не ежедневно. Переработанное мясо (колбасы, копчености и т.д.) и продукты, содержащие трансжиры (фастфуд, а также кондитерские изделия на основе маргарина и т.д.), желательно полностью исключить из питания.

VI этап. Дополнительный анализ особенностей питания и образа жизни:

- количество приемов пищи;

- наличие завтрака;

- распределение суточной калорийности рациона между приемами пищи;

- время последнего приема пищи;

- наличие натуральных продуктов и блюд, приготовленных в домашних условиях;

- уровень потребления соли;

- кулинарная обработка;

- особенности выбора пищевых продуктов промышленного выпуска (умение анализировать информацию на этикетке);

- адекватный питьевой режим;

- адекватная физическая активность;

- контроль массы тела.

VII этап. Формирование рекомендаций по коррекции рациона, обучение самоанализу на основе "Индивидуальной пирамиды питания" и ведению дневника самоконтроля.

По нашему мнению, только после коррекции рациона с использованием "Индивидуальной пирамиды питания" целесообразен полноценный анализ химического состава и калорийности рациона, в том числе с использованием компьютерных программ, и сопоставление результатов с нормами физиологических потребностей.

Результаты и обсуждение

Итоговая рабочая программа дисциплины состоит из двух разделов: "Общая нутрициология" и "Специальная нутрициология".

Основные темы первого раздела:

- базовые принципы здорового питания;

- классификация пищевых веществ;

- нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах;

- химический состав и энергетическая ценность продуктов питания;

- программное обеспечение в нутрициологии;

- алгоритм оценки и основы коррекции пищевого рациона;

- основы консультирования по вопросам здорового питания.

Раздел "Специальная нутрициология" посвящен введению в такие темы, как "Питание и профилактика сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний", "Коррекция избыточной массы тела", "Биологически активные добавки к пище", "Основы здорового питания беременных женщин", "Основы здорового питания детей различного возраста".

Определены следующие основные планируемые результаты обучения в терминах умений, т.е. то, что студент в конце обучения по дисциплине должен уметь (способен продемонстрировать):

- провести опрос о рационе и режиме питания в структуре беседы (консультации) о здоровом питании;

- качественно и количественно проанализировать рацион питания;

- определить индивидуальные физиологические потребности в энергии и пищевых веществах;

- оценить и при необходимости составить план коррекции рациона и режима питания;

- провести беседу о реализации плана коррекции;

- обучить базовым принципам здорового питания и адекватной физической активности.

Одним из важных дополнительных планируемых результатов обучения заявлена оптимизация собственных студенческих рационов. С этой целью в программу обучения включены самоанализ, коррекция и мониторинг оптимизации пищевого рациона каждого студента.

Преподавание дисциплины "Нутрициология" на кафедре госпитальной и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО "Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России начато с 2013 г. на II курсе педиатрического факультета.

Ключевым интегрирующим элементом программы обучения, облегчающим запоминание, понимание и применение базовых принципов здорового питания, является навык построения "Индивидуальной пирамиды питания". Количественная и качественная оценка построенной пирамиды помогает студентам визуализировать изучаемый рацион, определить наиболее значимые отличия от рекомендуемых правил и норм, рекомендовать конкретные индивидуальные пути оптимизации, строить программу обучения пациента и мониторировать приверженность к выполнению рекомендаций.

Значительное влияние на достижение планируемых результатов оказывает внедрение симуляционных технологий: организация консультаций стандартизированных пациентов [34], в роли которых выступают студенты других групп и курсов, а также интерны и ординаторы. Разработан и эффективно используется онлайн-курс для оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов [35, 36].

Общее направление программы является практико-ориентированным, здоровьесберегающим и нацеленным на результат.

После обсуждения в фокус-группах получены положительные отклики студентов о программе обучения, методах, средствах, а также о влиянии дисциплины на оптимизацию студенческих рационов питания. Рабочая программа дисциплины ежегодно обновляется с учетом новых результатов научных исследований и опубликованных обобщающих рекомендаций.

Изучение принципов здорового питания на клинических кафедрах начиная с младших курсов не только помогает сформировать полноценный объем знаний, умений и навыков в области здорового питания, но и оптимизирует применение знаний нормальной физиологии и биохимии на практике, а также является необходимым фундаментом для последующего изучения профилактической медицины и основ лечебного питания.

Литература

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России: Отчет о совещании ВОЗ, Архангельск, Российская Федерация, 19-20 сентября 2000 года. Копенгаген, 2001. 30 с. (Здоровье-21: европейская задача 11).

2. Всероссийское научное общество кардиологов. Кардиоваскулярная профилактика : нац. рекомендации. М., 2011. 64 с. (приложение 2 к "Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011. Т. 10, № 6).

3. Глазунов И. С., Соловьева И. М., Усова Е.В. Профилактика неинфекционных заболеваний в регионах и других административных единицах России. Методы и организация : метод. рекомендации. М. : РИО ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздравсоцразвития России, 2012. 28 с. (Сер. "Утверждено на Ученом Совете").

4. К здоровой России. Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России : руководство. М., 2001. 67 с.

5. Nutrition for the primary care provider / eds D.M. Bier, J. Mann, D.H. Alpers, H.H.E. Vorster et al. Basel : Karger, 2015. 210 p. (World Review of Nutrition and Dietetics. Vol. 111).

6. World Health Organization. Global atlas on cardiovascular disease prevention and control / eds S. Mendis, P. Puska, B. Norrving. Geneva, 2011. 155 p.

7. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р "Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 45. Ст. 5869.

8. Приказ Минобрнауки России от 08.11.2010 № 1122 (ред. От 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия [квалификация (степень) “специалист”]". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

9. Кулакова Е.Н., Усачева Е.А., Волосовец Г.Г. Здоровое питание: проектирование программы обучения студентов // Тезисы Ежегодного международного форума "Питание и здоровье". М., 2014. С. 32-33.

10. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Феде- рации : метод. рекомендации МР 2.3.1.2432-08 (утв. Роспотребнадзором 18.12.2008). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

11. Письмо Минздрава России от 29.08.2013 № 14-2/10/2-6432 "О направлении Методических рекомендаций "Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения". Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс".

12. Приказ Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2010 № 18680). Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс".

13. Всемирная организация здравоохранения. Питание и здоровье в Европе: новая основа для действий / под ред. A. Robertson, C. Tirado, T. Lobstein, M. Jermini et al. : пер с англ. Copenhagen: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения, 2005. 506 c. (Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, № 96).

14. U.S. Department of Agriculture and U.S. Department of Health and Human Services. Report of the Dietary Guidelines Advisory Committee on the Dietary Guidelines for Americans, 2010. Washington, DC, 2010. 445 р.

15. U.S. Department of Agriculture, U.S. Department of Health and Human Services. Dietary Guidelines for Americans, 2010. Washington, DC : U.S. Government Printing Office, 2010. 99 р.

16. World Cancer Research Fund, American Institute for Cancer Research. Food, Nutrition, Physical Activity, and the Prevention of Cancer: a Global Perspective. Washington, DC : AICR, 2007. 517 p.

17. World Health Organization (WHO), Food and Agriculture Organization (FAO). Diet, nutrition and the prevention of chronic diseases. Report of a joint WHO/FAO expert consultation. Geneva : World Health Organization, 2003. 149 p. (WHO technical report series 916).

18. World Health Organization. CINDI dietary guide. Copenhagen : WHO Region office of Europe, 2000. 33 p.

19. World Health Organization. Prevention of cardiovascular disease: Guidelines for assessment and management of cardiovascular risk. Geneva, 2007. 86 p.

20. Диетология / под ред. А.Ю. Барановского. СПб. : Питер, 2012. 1024 с.

21. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии) / под ред. А.Н. Мартинчика. М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 576 с.

22. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания : справочник. М. : ДеЛи принт, 2008. 276 с.

23. Батурин А.К., Погожева А.В., Сазонова О.В. Основы здорового питания. Образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей Центров здоровья : метод. пособие. М., 2011. 79 с.

24. World Health Organization. Food based dietary guidelines in the WHO European Region. Copenhagen : WHO Region office of Europe, 2003. 38 p.

25. Present knowledge in nutrition / eds J.W. Erdman Jr., I.A. Macdonald, S.H. Zeisel. Ames : International Life Sciences Institute, WilleyBlackwell, 2012. 1305 p.

26. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). URL: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitutionru.pdf?ua=1 (дата обращения: 01.03.2015).

27. Blumberg J., Heaney R.P., Huncharek M., Scholl T. et al. Evidencebased criteria in the nutritional context // Nutr. Rev. 2010. Vol. 68, N 8. P. 478-484.

28. Fenton T.R., Fenton C.J. Nutrition science mustn’t accept a lower level of evidence // Nutr. Rev. 2011. Vol. 69, N 7. P. 413-414.

29. Mann J.I. Evidence-based nutrition: Does it differ from evidencebased medicine? // Ann. Med. 2010. Vol. 42, N 7. P. 475-486.

30. Гринхальт Т. Основы доказательной медицины : пер. с англ. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. 240 с.

31. Haack S.A., Byker C.J. Recent population adherence to and knowledge of United States federal nutrition guides, 1992-2013: a systematic review // Nutr. Rev. 2014. Vol. 72, N 10. P. 613-626.

32. United States Department of Agriculture, Center for nutrition policy and promotion. The Food Guide Pyramid. Washington, DC, 1992. 30 p. (Home and Garden Bulletin N 252) URL: http://www.cnpp.usda.gov/sites/default/files/archived_projects/FGPPamphlet.pdf (дата обращения: 01.03.2015).

33. Healthy eating plate and healthy eating pyramid. URL: http://www.hsph.harvard.edu/nutritionsource/healthy-eating-plate/ (дата обращения: 01.03.2015).

34. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Глоссарий терминов в области медицинского образования // Мед. образование и профессиональное развитие. 2013. № 2-3. С. 16-46.

35. Кулакова Е.Н., Настаушева Т.Л., Волосовец Г.Г. Онлайн-курс в высшем медицинском образовании: электронное обучение или внеаудиторная самостоятельная работа? // Мед. образование и профессиональное развитие. 2014. № 3. С. 87-89.

36. Kulakova E., Bolotskih V., Nastausheva T., Kondratjeva I. Video concept maps in medical education // AMEE-2014: Abstract book. Milan, 2014. P. 410.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»