Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3-17 лет в Российской Федерации

Резюме

Здоровое питание детей и подростков имеет важное значение не только для нормального физического и умственного развития ребенка, но и как фактор, определяющий здоровье будущих поколений. При этом большую роль играет правильный режим питания: распределение количества пищи в течение дня (кратность питания), ее энергетической ценности, химического состава, продуктового набора на отдельные приемы, определенное время приема и продолжительность интервалов между приемами пищи.

Цель работы - анализ режима питания и исследование структуры продуктового набора различных приемов пищи у детей 3-17 лет.

Материал и методы. Анализ фактического питания около 18 000 детей на основе первичных материалов, полученных Федеральной службой государственной статистики в ходе Выборочного наблюдения рационов питания населения.

Результаты. Анализ режима питания детей 3-17 лет показал, что у большинства (67,9%) из них было 3 основных приема пищи с горячим блюдом (завтрак, обед, ужин), именно на них приходились наибольшие величины потребления энергии во всех возрастных группах. Дополнительные приемы пищи (вечерний перекус и 2-й завтрак) отличались наиболее низкой калорийностью, полдник занимал по потреблению энергии промежуточное положение. В то же время потребление энергии в основные приемы пищи в % от суточной калорийности рационов не соответствовало рекомендуемым величинам. Выявлено смещение в потреблении энергии на вторую половину дня, в том числе непосредственно перед сном, особенно у детей старшей возрастной группы, а это вредная пищевая привычка, которая может способствовать увеличению массы тела ребенка. Наибольший вклад в суточную калорийность рационов детей всех возрастов вносили хлебопродукты, крупы и блюда из зерновых (32,4-33,0%). Вторую позицию в доле суточной калорийности занимали мясопродукты (12,8-21,2%), молочные продукты обеспечивали 9,5-14,0% суточной энергии, причем у дошкольников их потребление, в противоположность мясопродуктам, наиболее высокое, а у старших школьников - наименьшее. Дополнительно от 8,3 до 14,9% энергии поступало с сахарами, входящими в состав немолочных напитков, кондитерских изделий, шоколада, варенья и других сладостей.

Заключение. Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3-17 лет выявил отклонения от принципов здорового питания, особенно у детей школьного возраста: потребление энергии в основные приемы пищи не соответствовало рекомендуемым нормам, значительная доля калорийности суточного рациона приходилась на вторую половину дня. Установлены различия вклада приемов пищи, а также отдельных продуктов и блюд в общую суточную калорийность рационов у детей в зависимости от возраста.

Ключевые слова:дети; питание детей; пищевая ценность рациона; режим питания; продуктовая структура рациона

Финансирование. Научно-исследовательская работа по подготовке рукописи проведена за счет средств госбюджета на выполнение государственного задания по теме ФНИ № FGMF-2022-0001.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, статистическая обработка данных - Мартинчик А.Н.; написание текста - Денисова Н.Н., Кешабянц Э.Э.; редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи - все авторы.

Для цитирования: Денисова Н.Н., Кешабянц Э.Э., Мартинчик А.Н. Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3-17 лет в Российской Федерации // Вопросы питания. 2022. Т. 91, № 4. С. 54-63. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91- 4-54-63

Рост и развитие ребенка, формирование его высокого интеллектуального и физического потенциала, профилактика развития многих заболеваний в большинстве случаев связаны с питанием. Нарушение структуры питания служит одной из основных причин развития наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, ожирения, сахарного диабета 2 типа и др.), являющихся основными причинами преждевременной смертности населения в России [1, 2]. Здоровое питание детей и подростков имеет медицинское значение не только как фактор сохранения здоровья и развития ребенка, но и как фактор, определяющий здоровье будущих поколений. Высокая потребность детей в пищевых веществах и энергии определяется прежде всего активным ростом и развитием, формированием органов и систем, быстрым увеличением мышечной массы1. При этом для детей и подростков имеют значение проблема дефицита макро- и микронутриентов, а также характерная для развитых стран избыточная калорийность рациона [3, 4]. Кроме того, для сохранения здоровья ребенка важную роль играет правильный режим питания: распределение количества пищи в течение дня (кратность питания), ее энергетической ценности, химического состава, продуктового набора на отдельные приемы, определенное время приема и продолжительность интервалов между приемами пищи. Оптимальный суточный рацион распределяется следующим образом: 3 основных приема пищи с горячим блюдом и не менее 2 - дополнительные (2-й завтрак и полдник), кроме того, дополнительным приемом пищи может служить вечерний перекус, который ребенок должен получить не менее чем за 2 ч до сна. По энергетической ценности завтрак должен составлять 20-25% суточной энергетической ценности рациона, обед - 30-35%, ужин - 15-20%. На дополнительные приемы пищи должно приходиться: 2-й завтрак - 5-10%, полдник - 10-15% суточного количества калорий2.

1 MP 2.3.1.0253-21 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации. Москва : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. 72 с.

2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (Утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.10.2020) https://mru92.fmba.gov.ru/upload/iblock/468/SanPiN_2.3_2.4.3590_20.pdf

Распределять приемы пищи по времени необходимо с учетом индивидуальных особенностей режима дня, графика занятий в школах и дополнительных занятий [5-9].

Цель исследования - изучение режима питания и структуры продуктового набора различных приемов пищи у детей 3-17 лет.

Материал и методы

Анализ фактического питания детей проведен на основе первичных материалов, полученных Федеральной службой государственной статистики в ходе Выборочного наблюдения рационов питания населения в 2013 г. [10]. Всего обследованы около 35 тыс. детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Фактическое потребление пищи изучали методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания [11]. Оценку количества потребляемой пищи проводили с помощью альбома порций продуктов и блюд [12]. Пищевую и энергетическую ценность продуктов и блюд оценивали на основе базы данных химического состава пищевых продуктов [13].

Цифровую подготовку и структурирование первичных данных по потреблению пищевых веществ и групп пищевых продуктов для различных возрастных категорий детей, а также расчеты величин потребления пищевых веществ и энергии и статистическую обработку результатов проводили с помощью программы IBM SPSS Statistic v. 20.0 (IBM, США).

Результаты

Для анализа режима питания детей были установлены интервалы времени максимального потребления энергии как признака приема пищи, дифференцированные на завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин, вечерний перекус.

Построение графиков потребления энергии в зависимости от времени суток позволило выявить несколько пиков (максимальных величин) и спадов (минимальных величин). На рис. 1 видно, что существуют отличия в распределении пиков потребления энергии в течение суток у детей разного возраста, что свидетельствует об отличиях в режиме питания в различные возрастные периоды. Так, для дошкольников и младших школьников характерно 4 пика потребления энергии, в то время как для средних и старших школьников их всего 3.

В табл. 1 представлены данные о количестве детей (в %), имевших различные приемы пищи в течение дня. При рассмотрении отдельно каждого приема пищи видна тенденция к снижению доли детей, которые их получали, в зависимости от возраста, как у мальчиков, так и у девочек. В то же время важным показателем режима питания является количество приемов пищи в день. Доля детей всех возрастных групп, имеющих все 3 основные приема пищи в день (завтрак, обед и ужин), рассчитанные на основе временных пиков калорийности, составляла 67,9%. Данный показатель снижался с увеличением возраста детей: у детей 3-6 лет - 73,3%, 7-10 лет - 69,8%, 11-44 лет - 66,6%, 15-17 лет - 60,1%. В то же время отметим, что некоторые дети могли заменять основные приемы пищи перекусами. Наибольшее количество детей, имеющих 5 приемов пищи (к основным приемам пищи добавлен 2-й завтрак и полдник), было в возрасте 3-6 и 7-10 лет - 27,6 и 26,9% соответственно. Важно отметить, что значительное количество детей (почти 45%) имели поздние приемы пищи (после 21 ч).

Распределение энергетической ценности суточного рациона по приемам пищи свидетельствует, что для всех возрастных групп на обед приходилось около 23% суточной энергии (табл. 2), тогда как даже при 6-разовом питании оптимальной величиной для обеда считается 30% [6, 7]. У детей 3-6 лет завтрак и полдник вносили одинаковый вклад в долю суточной калорийности (19,3-19,7%), тогда как у детей старше 10 лет 2-ю позицию занимал ужин (18,7-19,6% суточной калорийности), а завтрак и полдник имели примерно одинаковые, но более низкие величины (15,0-16,9%). У детей школьного возраста значительный вклад в суточную калорийность вносил также 2-й завтрак (14,9-15,9%). Отметим, что вечерний перекус (после ужина) у детей среднего и старшего школьного возраста составлял 9,4-11,0% суточной калорийности рационов.

Результаты анализа вклада основных пищевых веществ в калорийность отдельных приемов пищи у детей 3-17 лет представлены на рис. 2.

Установлено, что для всех детей независимо от возраста наиболее высокий вклад белка в калорийность отмечен в обед (13,8-14,6%) и в ужин (12,9-13,8% по калорийности); в другие приемы пищи показатели были примерно одинаковыми и составили: в завтрак - 10,9-11,9%; во 2-й завтрак - 9,2-11,5%, в полдник - 11,5-13,2%; в вечерний перекус - 10,9-12,5%.

Отмечена значительная доля жира в калорийности завтраков у детей всех возрастов; минимальные величины установлены в возрасте от 3 до 6 лет (31,2%), а наиболее высокие - у детей старших возрастных групп (33,8-34,5%). Значительный вклад жира в калорийность отмечен у детей всех возрастов в ужин (31,8-34,9%), при этом доля НЖК в калорийности рационов была значительно выше рекомендуемых 10% у всех детей старше 6 лет во все приемы пищи, наиболее высокие величины отмечены в завтрак (15,5-16,3%). Кроме того, для завтрака характерны максимальные величины поступления энергии за счет добавленных сахаров (17,6-20,6%).

Анализ вклада различных групп продуктов в общую энергетическую ценность приемов пищи у детей показал, что наибольшие величины наблюдались в группе хлебопродуктов, круп и блюд из зерновых (32,4-33%). На 2-м месте в доле суточной калорийности находились мясопродукты (12,8-21,2%), что также характерно и для отдельных приемов пищи (табл. 3). Кроме того, дополнительно от 8 до 14,9% энергии поступало за счет добавленных сахаров, содержащихся в немолочных напитках, кондитерских изделиях, шоколаде, варенье и других сладостях.

Молочные продукты обеспечивали 9,5-14,0% суточной энергии, причем у дошкольников их потребление наиболее высокое, а у старших школьников - наименьшее. Наибольшая величина потребляемой энергии за счет молочных продуктов была у детей во время вечернего перекуса (от 15,7% у детей 15-17 лет до 24,2-27,5% у детей 3-10 лет).

Мясные продукты обеспечивали наибольший вклад в потребление энергии в обед (20,1-26,1% суточной энергии) и ужин (19,8-24,7%), их доля увеличивалась в рационах детей с увеличением возраста. Квота овощей была максимальной в обед и ужин у детей 15-17 лет (3,1-4,3%), в остальных возрастных группах колебалась от 2,3 до 4,0%. Фрукты чаще всего потреблялись во время перекусов: 2-й завтрак и вечерний перекус у дошкольников (20,2 и 15,0% соответственно), у школьников 7-14 лет - во время полдника и вечернего перекуса (10,8-16,1%). Вклад в потребление энергии за счет рыбы и рыбопродуктов был максимальным на ужин в группе детей 15-17 лет (3,3%), у дошкольников - минимальным (1,4-1,9% в обед, полдник и ужин).

Первые блюда (супы) во всех возрастных группах обеспечивали 4,0-4,2%, а немолочные напитки - 2,1-2,2% суточной энергии, при этом у детей школьного возраста их доля была максимальной (2,8-3,5%) преимущественно в первой половине дня (завтрак и 2-й завтрак).

Обсуждение

Здоровое питание - это питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений3. Одним из принципов здорового питания является оптимальный режим: 3 основные приема пищи с горячим блюдом (завтрак 20-25% суточной энергетической ценности рациона, обед - 30-35%, ужин - 15-20%) и не менее 2 - дополнительные (2-й завтрак, полдник), на долю которых должно приходиться 5-10% суточной калорийности рациона4.

3 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12117866/

4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (Утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.10.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://mru92.fmba.gov.ru/upload/iblock/468/SanPiN_2.3_2.4.3590_20.pdf

Потребление энергии в основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в % суточной калорийности рационов детей не соответствовало рекомендуемым величинам, выявлено смещение потребления энергии на приемы пищи во второй половине дня, в том числе непосредственно перед сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые дети пропускали основные приемы пищи: не завтракали 11,0-16,6%, не обедали 3,7-12,0%, не ужинали 15,4-24,3% детей. При этом максимальное количество пропусков было выявлено в старшей возрастной группе (15-17 лет), меньшее - в группе дошкольников (3-6 лет). По данным исследований, дети, пропускающие какой-либо основной прием пищи, имеют значительный риск недополучить необходимые нутриенты. При этом недостаток их не компенсируется в течение дня за счет других приемов пищи [14-16].

Вклад в общую энергетическую ценность различных приемов пищи был наибольшим для хлебопродуктов, круп и блюд из зерновых (32,4-33,9%), 2-е место в структуре суточной калорийности занимали мясопродукты и молочные продукты, что соответствует рекомендациям по здоровому питанию [4-8].

Однако отмечено высокое потребление сладостей во всех возрастных группах детей: в отдельные приемы пищи потребление добавленных сахаров, входящих в состав немолочных напитков, кондитерских изделий, шоколада, варенья и др., составляло до 14,9% энергетической ценности.

Заключение

Питание детей должно быть не только сбалансированным по основным пищевым веществам и полностью обеспечивать энергией в оптимальном количестве, но и способствовать укреплению здоровья и профилактике заболеваний, что требует в том числе соблюдения оптимального режима питания [5-7].

При анализе режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3-17 лет выявлено, что они не полностью отвечали принципам здорового питания, в частности принципу оптимального режима, особенно у детей школьного возраста: значительная доля калорийности суточного рациона приходилась на вторую половину дня, в том числе на прием пищи непосредственно перед сном. В этой связи необходима разработка как семейно ориентированных образовательных программ, так и программ для организаторов питания, в которых следует обращать внимание на планирование оптимального времени приемов пищи с учетом принципов здорового питания.

Литература

1. О состоянии здорового питания в Российской Федерации : доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 118 с.

2. World Health Organization. Obesity and Overweight. Geneva : WHO, 2022. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight

3. Фелик С.В., Антипова Т.А., Золотин А.Ю., Симоненко С.В., Симоненко Е.С. Состояние здоровья детей как отражение полноценного питания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5 (1). С. 149-153. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12233

4. Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Сафронова А.И., Шилина Н.М., Георгиева О.В. Развитие детской нутрициологии в России // Вопросы питания. 2020. Т 89, № 4. С. 71-81. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2020-10043

5. Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Олюшина Е.А., Котова Н.В., Сафронова А.И., Мкоян С.Ю. и др. Особенности питания современных школьников различных возрастных групп // Фарматека. 2020. № 9. С. 74-80. DOI: https://doi.org/10.18565/pharmateca.2020.9.74-80

6. Лебедева У.М., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Питание детей дошкольного и школьного возраста: состояние проблемы // Фарматека. 2021. Т. 28, № 1. С. 27-33. DOI: https://doi.org/10.18565/pharmateca.2021.1.27-33

7. Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Сафронова А.И., Георгиева О.В., Нетунаева Е.А., Алешина И.В. и др. Особенности питания детей школьного возраста в период дистанционного обучения // Фарматека. 2021. Т. 28, № 2. С. 39-44. DOI: https://doi.org/10.18565/pharmateca.2021.9.39-44

8. Лир Д.Н., Новоселов В.Г., Мишукова Т.А. Питание детей дошкольного возраста с ожирением: ретроспективное одномоментное исследование // Вопросы современной педиатрии. 2018. Т. 17, № 3. С. 229-235. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v17i3.1892

9. Дадаева В.А., Александров А.А., Драпкина О.М. Профилактика ожирения у детей и подростков // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23, № 1. С. 142-147. DOI: https://doi.org/10.17116/profmed202023011142

10. Выборочное наблюдение рациона питания населения 2013. RPN-2013. URL: gks.ru

11. Никитюк Д.Б., Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Сафронова А.М., Баева В.С., Кешабянц Э.Э. и др. Способ оценки индивидуального потребления пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания : методические рекомендации. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://web.ion.ru/files/ (Сайт ФИЦ питания и биотехнологии. URL: http://web.ion.ru/files/ Раздел Методические документы.)

12. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С., Пескова Е.В., Ларина Т.И., Забуркина Т.Г. Альбом порций продуктов и блюд. Москва : Институт питания РАМН, 1995. 64 с.

13. Химический состав российских пищевых продуктов : справочник / под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. Москва : ДеЛи принт, 2002. 236 с.

14. Мартинчик А.Н., Кешабянц Э.Э., Камбаров А.О., Пескова Е.В., Брянцева С.А., Базарова Л.Б. и др. Кальций в рационе детей дошкольного и школьного возраста: основные пищевые источники и факторы, влияющие на потребление // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 2. С. 24-33. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10015

15. Fayet-Moore F., Kim J., Sritharan N., Petocz P. Impact of breakfast skipping and breakfast choice on the nutrient intake and body mass index of Australian children // Nutrients. 2016. Vol. 8, N 8. P. 487-491.

16. Coulthard J.D., Palla L., Pot G.K. Breakfast consumption and nutrient intakes in 4-18-year-olds: UK National Diet and Nutrition Survey Rolling Programme (2008-2012) // Br. J. Nutr. 2017. Vol. 118, N 4. P. 280-290.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»