Мониторинг питания в общеобразовательных организациях

Резюме

Организация школьного питания относится к факторам, определяющим состояние здоровья подрастающего поколения. Проблемы в этой области инициировали проведение мониторинга состояния питания в рамках национального проекта "Демография".

Цель работы - анализ результатов мониторинга состояния питания в общеобразовательных организациях для определения приоритетных показателей его оценки в последующем (на примере Пермского края).

Материал и методы. Выполнена оценка организации питания в общеобразовательных организациях (выбранных путем простого случайного отбора) при помощи активного опроса организаторов питания и руководителей общеобразовательных организаций в рамках реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" (60 организаций, 2021 г.) и в ходе собственных исследований (61 организация, 2008 г.). Анкеты разных периодов исследования предусматривали характеристику режима питания, численности обучающихся, охваченных питанием (как организованным, так и самостоятельным), методов обучения по вопросам здорового питания, форм собственности школьной столовой, а также запрос примерного 10-дневного меню.

Результаты. Результаты мониторинга состояния питания на примере общеобразовательных организаций Пермского края выявили тенденцию к снижению охвата организованным питанием детей от младшего (93%) к старшему возрасту (в 5-9-х классах на 12%, р=0,0001, в 10-11-х классах на 34% меньше, чем в 1-4-х классах, р<0,001), а также низкий охват двухразовым питанием во всех возрастных группах (не более 20%). Установлена связь охвата питанием с формой его организации (в школьных столовых на аутсорсинге охват может быть в 2 раза ниже), которая, помимо прочего, определяет стоимость рационов (в 1,4 раза выше при аутсорсинге), но не влияет на их качественный (нутриентный) состав. По сравнению с 2008 г. охват организованным питанием стал ниже, наибольшая разница выявлена в средней возрастной группе (охват сократился на 21%). В разные периоды исследования установлено, что присутствуют нарушения режима питания (сокращение продолжительности перемен, увеличение или сокращение интервалов между приемами пищи), которые могут влиять на охват детей организованным питанием. Рационы питания, предлагаемые в школьных столовых, в 2021 г. по пищевой ценности отвечают действующим регламентам (завтраки обеспечивают 26-33% физиологической потребности, обеды - 38-49%); сбалансированы по содержанию макронутриентов (содержание белков, жиров и углеводов по калорийности: 14, 32 и 54%), но сохраняется дисбаланс минеральных веществ (кальций, фосфор, магний: 1 : 1,7 : 0,6), обусловленный дефицитом кальция.

Заключение. Мониторинг организации питания целесообразно продолжать, обращая внимание при этом на такие показатели, как охват горячим питанием, режим питания, качественный и количественный состав рационов. Дополнительно рекомендуется оценка охвата питанием при свободном выборе блюд среди детей среднего и старшего школьного возраста.

Ключевые слова:национальный проект; общеобразовательные организации; организация питания; мониторинг; охват питанием; рационы питания

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие конфликтов интересов.

Вклад авторов. Сбор в 2008 г., анализ материала, написание текста - Лир Д.Н.; редактирование - Зайцева Н.В.; утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи - все авторы.

Для цитирования: Зайцева Н.В., Лир Д.Н. Мониторинг питания в общеобразовательных организациях // Вопросы питания. 2022. Т. 91, № 5. С. 56-64. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-5-56-64

Состояние здоровья детского населения РФ по показателю интегральной оценки характеризуется преобладанием детей со II группой здоровья, т.е. детей, имеющих некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма и формирующих группу риска по развитию хронических заболеваний (по данным Росстата в 2020 г. - 56,5%) [1, 2]. Доказано, что в процессе школьного онтогенеза происходит рост распространенности функциональных отклонений и хронических болезней [3]. Для обеспечения оптимального роста и развития детей и подростков, а также предупреждения хронизации заболеваний одним из ключевых профилактических факторов является оптимальное питание [4].

Вместе с тем известно, что в питании детей и подростков, как домашнем, так и организованном (в образовательных организациях) существует ряд проблем [5]. Так, для организованного в коллективах питания преимущественное значение имеют качество и безопасность используемых пищевых продуктов, материально-техническая база, квалификация персонала, а также состав рационов и реализация информационно-просветительских мероприятий по вопросам здорового питания, которые должны подлежать мониторингу [6]. В рамках задач национального проекта "Демография" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)" (далее - федерального проекта) в настоящее время осуществляется мониторинг состояния питания различных групп населения, в частности школьников, для составления рекомендаций по оптимизации рационов питания в регионах и корректировке перечня показателей для системы мониторинга (п. 1.4 Паспорта федерального проекта). Пермский край включен в число регионов - участников федерального проекта.

Цель работы - анализ результатов мониторинга состояния питания в общеобразовательных организациях для определения приоритетных показателей его оценки в последующем (на примере Пермского края).

Материал и методы

В работе использованы материалы исследования, организованного в соответствии с методическими рекомендациями МР 2.3.0237-21 "Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях", в рамках федерального проекта. Методика исследования одобрена этическим комитетом ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (протокол заседания Комитета по этике № 5 от 30.04.2019). Формирование выборки организаций осуществлялось ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта РФ (путем случайного отбора). Мониторирование состояния питания в общеобразовательных организациях в Пермском крае было проведено в весенний период 2021 г. (в числе 49 субъектов РФ) в 60 организациях (в том числе 39% городских, 61% сельских). Сбор информации выполнен сотрудниками Управления Роспотребнадзора и специалистами ФБУЗ ЦГиЭ по Пермскому краю в ходе активного опроса организаторов питания и руководителей общеобразовательных организаций по анкетам согласно МР 2.3.0237-21.

Для оценки динамики использованы данные, полученные в ходе собственных исследований, организованных в рамках федерального проекта "Здоровье" в 2008 г. Организация питания была изучена в 61 школе (в том числе 69% городских, 31% сельских), выбор которых осуществлялся также путем простого случайного отбора с учетом реестра всех организаций. Таким образом, выборки разных периодов исследования сопоставимы по количественному признаку. Сбор информации был выполнен самостоятельно также путем опроса руководителей школ в соответствии со специально разработанной анкетой, предусматривающей характеристику режима питания, численности обучающихся, охваченных питанием (как организованным, так и самостоятельным), методов обучения по вопросам здорового питания, форм собственности школьной столовой. Анкетой также был предусмотрен запрос примерного 10-дневного меню.

Пищевую (в том числе содержание витаминов и минеральных веществ) и энергетическую ценность рационов, предлагаемых в общеобразовательных организациях, в исследовании 2008 г. рассчитывали с помощью компьютерной программы; в исследовании 2021 г. использовали сведения согласно данным примерного 10-дневного меню. Оценка абсолютных значений выполнена с учетом норм физиологических потребностей (НФП) по МР 2.3.1.0253-21 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" [7]. Оценка относительных значений (доли от суточной потребности) - по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Статистическая обработка данных проведена с использованием критерия Манна-Уитни, χ2 с поправкой Йейтса. Различия между группами считали статистически значимыми при р<0,05. Описание количественных показателей выполнено с указанием среднего и его ошибки (М±m) или доли от целого (%).

Результаты

За анализируемый период число школьных столовых Пермского края, которые организуют питание с привлечением сторонних организаций (для поставки пищевого сырья и/или полуфабрикатов высокой степени готовности), возросло в 1,6 раза. По результатам мониторинга 2021 г. доля таких общеобразовательных организаций составила 63,3% (38 школ), в 2008 г. - 37,7% (23 школы) (χ2=6,96, р=0,008). Следует отметить, что форма организации питания, среди прочих причин, определяет стоимость рационов. Так, горячие завтраки учащихся 5-9-х классов в столовых на аутсорсинге стоят 61±6 руб., тогда как без привлечения сторонних организаций в 1,4 раза дешевле - 42±6 руб. (р<0,05). При этом практически во всех школах согласно изменениям, внесенным в 2020 г. в Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инициированным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, организовано бесплатное горячее питание в начальных классах за счет ассигнований федерального бюджета, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ, независимо от наличия льготного статуса семьи ребенка, как это было ранее (Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и статью 37 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”").

Согласно СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" перемены рекомендуется устанавливать по 20 мин после 2-го и 3-го уроков. Вместе с тем анализ показателей, характеризующих режим питания, позволил установить, что продолжительность перемен в 25% случаев менее 20 мин и не позволяет обеспечить оптимальные условия для приема пищи. В начальных классах питание организовано преимущественно на 1-2-й перемене (48% случаев), в средних классах - на 3-4-й перемене (45%), в старших классах - на 4-5-й перемене (39%). Следовательно, ранние завтраки (после 1-го и 2-го уроков) приводят к сокращению интервала между завтраком дома и в школе у обучающихся младших классов (менее 2 ч), и, наоборот, поздние завтраки (после 4-го и 5-го уроков) - к увеличению интервала у обучающихся 5-11-х классов (более 3,5-4 ч). Кроме того, в 18% случаев (с учетом всех параллелей) имеет место сокращение интервалов между завтраком и обедом в школе. Аналогичные проблемы организации режима питания были характерны для 2008 г.

Практически во всех общеобразовательных организациях (93,3%), включенных в выборку, реализуются образовательные программы по вопросам здорового питания. При этом приоритетными являются уроки здорового образа жизни, на 2-м месте - программа "Разговоры о правильном питании", разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования более 20 лет назад [8], на 3-м - программа "Основы здорового питания", разработанная в рамках Концепции создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания для задач реализации мероприятий национального проекта "Демография", в части "Укрепление общественного здоровья" в 2020 г. [приказ Роспотребнадзора от 07.07.2020 № 379 "Об утверждении обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания" с приложениями] [9]. Программа "Школьное молоко" в краевых школах отсутствует. В 2008 г. основной формой коммуникации по вопросам здорового питания были только уроки на тему здорового образа жизни. Из этого следует, что используемые формы гигиенического обучения, способствующие приобретению соответствующих знаний, расширяются.

Отражением наличия благоприятных условий для питания в школе (режим, качество и др.), а также эффективности реализации образовательных программ может являться показатель охвата организованным питанием детей. Вместе с тем охват обучающихся завтраками составил в среднем 50%, обедами - в 1,8 раза меньше (28%; χ2=10,2, р=0,002), 2-кратным питанием (завтраками и обедами) - в 2,8 раза меньше, чем завтраками (18%; χ2=21,4, р<0,0001). На рис. 1 представлено распределение обучающихся по данному показателю с учетом возраста и приема пищи в разные годы.

Из данных рис. 1 следует, что с увеличением возраста детей охват организованными в школе горячими завтраками снижался как в 2021 г., так и в 2008 г. Более того, в 2021 г. данный показатель сократился на 21% в средней возрастной группе (χ2=8,1, р=0,004) относительно 2008 г. В начальной и старшей школе таких изменений не выявлено (р>0,05). При этом 98,7% детей младшего возраста (из общего числа детей, охваченных завтраками) в 2021 г. были обеспечены бесплатным питанием, тогда как в 2008 г. родители в 56% случаев оплачивали завтраки в полном объеме (разница доли детей на платном и бесплатном питании была 5-кратной).

Анализ суммарного охвата только завтраками и только обедами (2021 г.) показал, что если среди младших школьников он составляет 93%, то у средней и старшей возрастных групп - ниже на 12% (χ2=15,9, р=0,0001) и 34% (χ2=36,2, р<0,001) соответственно. Доля детей с 2-кратным питанием оказалась на одном уровне во всех 3 возрастных категориях (не выше 20%).

Обращает на себя внимание связь между охватом питанием и формой его организации. В школьных столовых на аутсорсинге охват организованным питанием может быть в 2 раза ниже, чем в случае, когда питание осуществляется без привлечения сторонних организаций (табл. 1).

По результатам мониторинга 2021 г. установлено, что рационы в краевых школах разработаны для двух возрастных групп (1-4-е и 5-11-е классы). Анализ примерных меню для начальных классов показал, что завтраки способны обеспечить 590±20 ккал, или 28% от физиологической потребности (при гигиеническом нормативе 20-25%); обеды - 859±35 ккал, или 40% от физиологической потребности (при гигиеническом нормативе 30-35%); при 2-разовом питании (завтраки и обеды) - 1426±43 ккал, или 68% суточной нормы, что превышает установленные требования (на 8%). Общее содержание макронутриентов составляет 26-33% (завтраки) и 38-49% (обеды) от суточной возрастной нормы, что также выше регламентированного уровня (на 5-14%). Вместе с тем рационы сбалансированы по отдельным пищевым веществам, квота белков составляет 14%, жиров - 32%, углеводов - 54%, без существенных различий по приемам пищи.

Витаминно-минеральный состав по расчетным данным превышает НФП: завтраки обеспечивают 23-43%, обеды - 19-69% возрастной нормы. Соотношение минеральных веществ (кальция, фосфора и магния) не сбалансировано и составляет соответственно 1 : 1,7 : 0,6 (при норме 1 : 0,7 : 0,2).

Гигиеническая оценка рационов в зависимости от формы организации питания не выявила значимых отличий (табл. 2).

В ходе сравнительного анализа качественного состава рационов для начальных классов, предлагаемых в 2008 и 2021 гг., установлено, что рационы 2008 г. содержали в 1,3-1,6 раза меньше пищевых веществ и в 1,4 раза были менее калорийны (рис. 2). Так, завтраки обеспечивали 418±11,6 ккал (или 20% от возрастной нормы); обеды - 613±17,9 ккал (или 29% от возрастной нормы); при 2-разовом питании (завтраки и обеды) рационы содержали 1033±24,2 ккал (или 49% от возрастной суточной нормы). Следовательно, энергетическая ценность обедов была ниже, чем рекомендовано. Кроме того, квоты макронутриентов не отвечали требованиям сбалансированности за счет недостатка углеводов, доля которых составляла 53%. Соотношение минеральных веществ также не сбалансировано: 1 : 2,1 : 0,5.

Обсуждение

В школьном возрасте суточный пищевой рацион складывается, как правило, из рационов, предлагаемых детям в домашних условиях и в общеобразовательных организациях. При этом доля пищевых веществ и калорийности, получаемых в коллективах, согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20, зависит от кратности организованных приемов пищи и должна составлять 20-25% на завтрак, 30-35% на обед. Результаты настоящей работы приводят к выводу, что рационы питания, реализуемые в школах Пермского края, в полной мере отвечают установленным регламентам и способны покрыть потребности школьников в основных пищевых веществах (на 26-33% за счет завтраков, на 38-49% - обедов) и энергии (на 28% за счет завтраков, на 40% - за счет обедов). Расчетные параметры содержания витаминов и минеральных веществ не ниже допустимого уровня (вклад за счет завтраков составляет 23-43%, за счет обедов - 19-69%).

Вместе с тем известно, что документарные данные часто не соответствуют фактическому потреблению по причине значительных отходов несъеденных блюд и кулинарных изделий. Например, в выборке детей дошкольного возраста потери нутриентов могут достигать 45% [10]. Отметим также возрастающую потребность в витаминах организма детей, проживающих в условиях хронической средовой нагрузки [11]. В связи с этим кажущееся высоким расчетное содержание некоторых компонентов пищи не исключает необходимости дополнительных мер по витаминно-минеральному обогащению блюд.

В ходе сравнительного анализа установлено, что содержание пищевых веществ в рационах 2021 г. в 1,3-1,6 раза выше, чем в рационах 2008 г. Соотношение основных макронутриентов (белки, жиры, углеводы) стало более сбалансированным, что отвечает принципам оптимального (здорового) питания. Однако по-прежнему сохраняется дисбаланс минеральных веществ (кальция, фосфора и магния), обусловленный дефицитом кальция. Среди неопределенностей сравнительного анализа следует отметить отсутствие сопоставимости выборок разных лет по макросоциальному показателю (городская/сельская школа): в выборке 2021 г. преобладают сельские школы, а также неунифицированные методы (анкеты), используемые для сбора информации.

При анализе меню рекомендуется принимать во внимание количественные характеристики продуктового набора. Среди типичных нарушений в организации питания, описанных ранее в исследованиях других авторов, особое место занимает нерациональная структура продуктового набора, даже на фоне достаточного содержания пищевых веществ [12-15]. Однако в настоящем исследовании оценка продуктового набора не представлялась возможной, поскольку сведения о частоте используемых блюд и продуктов собраны без учета объема порций, что является ограничением исследования.

Несмотря на то что нутриентный состав меню не зависит от формы организации питания, выявлена связь последнего со стоимостью питания и охватом детей организованным питанием (завтраками в 5-9-х классах, обедами в 1-4-х и 10-11-х классах). А именно: привлечение сторонних организаций связано с повышением стоимости питания (в 1,4 раза) и приводит к снижению охвата не менее чем в 2 раза. При этом пищевая ценность организованного питания сопоставима при разной его стоимости. К аналогичным выводам мы приходили в работах по оценке питания в дошкольных образовательных организациях, в которых показано, что увеличение стоимости рационов не всегда свидетельствует об их соответствии принципам рационального питания [12].

Использование дополнительных форм коммуникации по вопросам здорового питания к настоящему времени не повлияло на приверженность детей к организованному в школе горячему питанию. Так, охват завтраками в среднем по всем возрастным группам составляет 50% при 59% охвате в 2008 г., что не сопоставимо с данными по Российской Федерации в целом, согласно которым организованно питается 92% детей и подростков [16]. Охват 2-кратным питанием по краю не превышает 20% (информация по 2008 г. отсутствует). Более того, вновь подтверждена тенденция к снижению показателя охвата организованным питанием от младшего возраста к старшему, что, с одной стороны, является закономерностью, обусловленной стремлением детей переходного и подросткового возраста к самостоятельности, желанию освободиться от опеки взрослых, отрицанию своей принадлежности к детям [17, 18]. В связи с этим для оценки эффективности образовательных программ важным аспектом будет изучение не только (и не столько) охвата организованным питанием, сколько изучение рационов, сформированных индивидуальным выбором школьника. С другой стороны, следует отметить, что доля детей среднего и старшего возраста, охваченных организованным питанием, в 2021 г. стала в 1,2-1,5 раза ниже, чем в 2008 г., что может говорить о снижении экономической доступности организованного питания. В начальной школе показатель остался без изменений, что, вероятно, связано с обеспечением бесплатного питания для этой возрастной категории.

Ввиду того что охват организованным питанием - один из ключевых показателей эффективности системы организации питания и реализуемых мероприятий по здоровому питанию, а также он определяет состояние здоровья школьников, уместно продолжать мониторирование и изучение закономерностей его изменения во взаимосвязи с другими факторами для последующего принятия направленных управленческих решений. При осуществлении мероприятий по контрольно-надзорной деятельности целесообразно обращать внимание на охват как организованным питанием, так и питанием при свободном выборе блюд среди детей среднего и старшего школьного возраста. Помимо деятельности контрольно-надзорных органов, существенный вклад в повышение качества школьного питания может внести организация родительского контроля, о положительном опыте которого свидетельствует ряд публикаций [19-22].

Заключение

Результаты мониторинга состояния питания на примере общеобразовательных организаций Пермского края выявили тенденцию к снижению охвата организованным питанием детей от младшего (93%) к старшему возрасту (в 5-9-х классах на 12%, в 10-11-х классах на 34% меньше, чем в 1-4-х классах), а также низкий охват 2-разовым питанием во всех возрастных группах (не более 20%). Установлена связь охвата питанием с формой его организации (в школьных столовых на аутсорсинге охват может быть в 2 раза ниже), которая, помимо прочего, определяет стоимость рационов (в 1,4 раза выше при аутсорсинге), но не влияет на их качественный (нутриентный) состав. По сравнению с 2008 г. охват организованным питанием стал ниже. Наибольшая разница выявлена в средней возрастной группе (охват сократился на 21%).

В разные периоды исследования выявлены нарушения режима питания (сокращение продолжительности перемен, увеличение или сокращение интервалов между приемами пищи), которые могут влиять на охват детей организованным питанием.

Рационы питания, предлагаемые в школьных столовых, в 2021 г. по пищевой ценности отвечают действующим регламентам (завтраки обеспечивают 26-33% физиологической потребности, обеды - 38-49%); сбалансированы по основным макронутриентам (содержание белков, жиров и углеводов по калорийности: 14, 32 и 54%), но сохраняется дисбаланс минеральных веществ (кальций : фосфор : магний - 1 : 1,7 : 0,6), обусловленный дефицитом кальция.

Мониторинг организации питания целесообразно продолжать, обращая особое внимание на такие показатели, как охват горячим питанием, режим питания, качественный и количественный состав рационов. Дополнительно рекомендуется оценка охвата питанием при свободном выборе блюд среди детей среднего и старшего школьного возраста.

Литература

1. Здравоохранение в России. 2021 : статистический сборник / Росстат. Москва, 2021. 171 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99, № 4. С. 698-705. DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 10. С. 990-995. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

4. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть 1) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 4-22.

5. Лебедева У.М., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Питание детей дошкольного и школьного возраста: состояние проблемы // Фарматека. 2021. Т. 28, № 1. С. 27-33. DOI: https://doi.org/10.18565/pharmateca.2021.1.27-33

6. Миндзаева Э.В. Разработка и внедрение системы мониторинга и оценки организации питания в образовательных организациях Российской Федерации как управленческая проблема // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 124-130.

7. Попова А.Ю., Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации // Вопросы питания. 2021. Т. 90, № 4 (536). С. 6-19. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19

8. Программа "Разговор о правильном питании". URL: https://www.prav-pit.ru/kids/about (дата обращения: 30.03.2022)

9. Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Обучающая программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды: разработка и внедрение в рамках национального проекта "Демография" // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99, № 12. С. 1412-1417. DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

10. Перевалов А.Я., Лир Д.Н. Выбор метода изучения питания детей в организованных коллективах при оценке риска здоровью // Анализ риска здоровью. 2014. № 4. С. 20-26. DOI: https://doi.org/10.21668/health.risk/2014.4.03

11. Устинова О.Ю., Ямбулатов А.М., Никифорова Н.В. Особенности формирования дефицита витаминов у детей дошкольного возраста, подвергающихся хроническому воздействию химических факторов риска среды обитания // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 1. С. 70-75. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-1-70-75

12. Лир Д.Н., Перевалов А.Я., Тапешкина Н.В., Шерстобитова А.В., Мишарина Е.А. Анализ рационов питания дошкольных образовательных организаций в крупном промышленном городе России // Анализ риска здоровью. 2020. № 1. С. 52-58. DOI: https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.1.05; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42637546

13. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4, № 2. С. 120-128. DOI: https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128

14. Мажаева Т.В., Чугунова О.В., Гращенков Д.В. Некоторые аспекты структуры и организации питания детей в ряде регионов России // Вопросы питания. 2016. Т. 85, № 6. С. 95-102. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2016-00083

15. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопросы питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 50-60. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2017-00059

16. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., Новикова И.И. Гигиеническая оценка организации питания школьников в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 2. С. 7-12. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12

17. Выготский Л.С. Психология детского возраста. Москва : Эксмо-пресс, 2000. 1008 с.

18. Попов В.И. Гигиеническая характеристика подходов, характеризующих возрастные особенности и показатели здоровья детей, подростков и молодёжи // Здравоохранение Российской Федерации. 2019. Т. 63, № 4. С. 199-204. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2019-63-4-199-204

19. Ломовцев А.Э., Омариев З.М., Денисова О.И. Контроль за питанием школьников - опыт организации работы на территории Тульской области // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 2. С. 63-67. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-63-67

20. Харитонова Т.П., Панченко Г.А., Маркиянов С.В. Региональная практика организации родительского контроля за питанием школьников в Республике Мордовия - опыт, результаты, ожидаемая эффективность // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 2. С. 68-73. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-68-73

21. Микаилова О.М. Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях - практическая реализация в Московской области // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 2. С. 74-77. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-74-77

22. Сергеев А.А., Дмитриевская С.В. Об опыте проведения родительского контроля за питанием обучающихся в общеобразовательных организациях Мурманской области // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 2. С. 78-83. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-78-83

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»